Потерял зрение, но записывает свои воспоминания для потомков

Незадолго до Дня Победы «редакция» побывала в гостях у самого знаменитого ветерана Армянска – Алексея Чернецкого 

Многие дожившие до сегодняшнего дня герои Великой Отечественной, несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, продолжают нести на своих плечах нелегкую ношу: они не дают новым поколениям забыть честь, патриотизм, родную историю. Один из таких людей – 86-летний генерал-майор из Армянска Алексей Чернецкий. Около 10 лет назад ветеран полностью ослеп, у него очень сильно ухудшился слух, но это не мешает ему участвовать в общественной жизни города, посещать детские сады и школы, рассказывая подрастающему поколению о войне, и даже писать книги.

«Рукописи пишу по своей методике»

«Проходите, пожалуйста, папа вас уже ждет», – приглашают нас в квартиру дети ветерана Виталий и Любовь. Квартира Алексея Чернецкого небольшая, но очень светлая и уютная. Через комнаты в разных направлениях протянут полипропиленовый шпагат. «Это для папы, чтобы лучше ориентироваться, – поясняет Любовь Алексеевна. – Он по этим веревочкам ходит по квартире. Папа хоть не видит и не слышит, но не беспомощный». А вот и хозяин – невысокий, коренастый мужчина в темных очках. Военная выправка: гордо поднятый подбородок, прямая спина, расправленные плечи. Алексей Маркович встречает нас при полном параде – в фуражке, в увешанном орденами и медалями военном кителе, под которым виднеется белоснежная рубашка и черный галстук. «Я потерял слух на 95%, поэтому в беседе со мной придется вам повысить голос», – с приветливой улыбкой говорит Алексей Маркович, протягивая руку в нашу сторону. Рукопожатие 86-летнего ветерана крепкое – дает о себе знать прошлое десантника, плюс регулярные «разминки» с шариковой ручкой. Именно с мемуаров начинается наша беседа. Алексей Чернецкий показывает специальный пластмассовый трафарет, позволяющий писать ровными строчками. Пишет Алексей Маркович в больших толстых тетрадях формата А4, довольно-таки разборчиво. «Раньше по линейке писал, – говорит он. – А потом сам придумал дизайн этого трафарета и заказал другу его сделать».

– И сколько у вас уже таких рукописей?

– Уже 30 книг, начал 31. Мемуары пишу с 1990 года: о довоенных годах, о военном времени, о службе в армии, семейную хронику и историю родного села (Родина Алексея Марковича – село Григорьевка Херсонской области). Как на ум приходит, так и фиксирую. Некоторые знакомые говорят: «Зачем тебе это, у тебя плохо получается, буквы малопонятные». Я говорю: «Не важно». Лет через 100-150 мои потомки почитают и узнают о том, что было.

– О современности тоже пишете?

– Разумеется. Я ведь политикой, как и многие, интересуюсь, несмотря на проблемы со зрением и слухом. Дочка телевизор включает, я слушаю через наушники новости, политические программы. Неонацисты сегодня голову очень уверенно поднимают, кричат о том, что нужно отменить День Победы, восхваляют предателей и фашистских пособников. Это меня очень беспокоит, вот пишу об этом потомкам, чтобы извлекали уроки из истории и не допускали подобного. А все свои тетради я архивирую. Они у меня хранятся в пакетах, на их ручках пуговицы пришиты. Пакет с двумя пуговицами – «Современность и былое», с пятью – «История Великой Отечественной войны». А на обложке каждой тетради вверху специальные вырезанные метки: широкий прямоугольник – это 10, узкая полоска – это 5, треугольник – это 1. Я прикасаюсь к ним и так определяю номера тетрадей. Вот такая у меня методика. Пишу в основном сам, но что-то дети записывают под диктовку. Не так давно мы с дочерью составили и генеалогическое древо рода Чернецких – чтобы наши потомки знали своих предков, не росли Иванами, не помнящими родства. А к 40-летию Победы мы с Любой на основе архивных материалов сделали документальный фильм про погибших героев Григорьевки. Фильм показывали в сельском клубе, люди не могли сдержать слез – узнавали своих мужей, отцов, дедов. В конце весь зал аплодировал стоя. Многие односельчане узнали о судьбе своих родных, и ради этого стоило работать.

«Военным стал из-за Черчилля»

На фронт Алексей Маркович попал 19-летним юношей уже под конец войны – зимой 1945 года. В составе 1-го Белорусского фронта Алексей Чернецкий сражался с блокированной в Прибалтике крупной группировкой немецких войск. Главной задачей было не дать частям вермахта пробиться на помощь обороняющемуся Берлину. Для молодого пополнения это было настоящим испытанием: дни в траншеях по колено в воде сменялись ночными вылазками в поисках «языка». «Охотиться» можно было только по темноте: днем бесчинствовали немецкие снайперы. От снайперской пули погиб Саша Маков – лучший фронтовой друг Алексея Чернецкого. Потом была Победа, за ней – служба в воздушно-десантных войсках в Валге и Пскове и более ста прыжков с парашютом.

– Помните, где и как вы встретили весть о капитуляции Берлина?

– Конечно. Было это под Тильзитом (ныне город Советск Калининградской области). После очередного успешного боя мы решили отдохнуть. В каком-то сарае я лег поспать на сено в обнимку со своим ППШ. Проснулся где-то в полночь от выстрелов и громких криков. Выбежал на улицу, все кричат: «Ура!», «Победа!» – и стреляют в воздух. Ну и я на радостях сразу все патроны выпустил. Тогда даже не думал, что посвящу большую часть своей жизни советской армии. Честно говоря, быть военным даже не собирался.

– Но все же вы им стали… 

– Это решение я принял после фултонской речи премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, ополчившегося против Советского Союза. Я понял, что война не окончена, что я должен остаться в армии. 1947 году объявили набор на офицерские курсы, решил записаться. Сдал экзамены, отучился, и в 1949 году мне присвоили звание младшего лейтенанта. С тех пор началась моя офицерская карьера. В ВДВ прослужил 26 лет, и все это время мы были начеку.

– Кем бы стали, если бы не связали свою жизнь с армией?

– К 1941 году я закончил семь классов, планировал быть трактористом, комбайнером. В свое время даже закончил Великолугский сельхозинститут. Однако свои рационализаторские предложения я все же внедрил: машинка для доочистки глазков картофеля, контейнер для переноски готовых горячих блюд, маслоделитель для расфасовки сливочного масла. Все они успешно применялись в нашей воинской части.

«Молодые, учите историю!»

– Одни историки утверждают, что СССР устоял благодаря тому, что закидал немцев трупами собственных солдат, другие утверждают, что мы бы не выиграли войну без помощи западных союзников. Все-таки за счет чего мы победили?

– За счет собственных сил, которые Советский Союз накопил в период технической мобилизации 30-х годов. В это время государство существенно окрепло, в первую очередь в промышленном плане. Сейчас модно ругать советский социализм, плановую экономику и жесткую централизацию, но без них Победы бы не было. Огромную роль сыграли также патриотизм и самоотверженность наших людей, и не только на фронте, но и в тылу. А на фронт нас никто насильно не гнал. Если бы все это было насильно, не было бы подвигов и героизма. Мы были патриотами и добровольно шли на защиту Отечества, хотя и знали, что можем погибнуть каждую минуту. Сегодня, к сожалению, такого патриотизма нет.

– И страны той уже нет… Вам не обидно, что в будущем, за которое вы когда-то воевали, не всякий школьник может ответить, когда началась Великая Отечественная?

– Очень обидно. Но мы боремся с этим по мере сил. После распада СССР мы в Армянске создали первую в Крыму региональную организацию Союза советских офицеров Крыма. Каждый год в памятные даты мы собираемся вместе, организуем встречи с молодежью, собрания в Доме культуры. В школах и детских садах тоже частенько бываем. Я туда всегда в наградах прихожу. Но не для себя так наряжаюсь. Пусть молодые, которые меня встречают, видят эти награды и помнят о ветеранах и о нашем подвиге. Каждый год 9 Мая или в День освобождения города, когда мы идем по Армянску, к нам подходят незнакомые люди, в том числе и дети, и благодарят нас за Победу, за мирное небо над головой. Приятно осознавать, что по крайней мере в нашем городе ветеранов помнят и чтут. Пока у людей, особенно у молодежи, такое отношение, праздник Великой Победы никуда не уйдет, кто бы там его ни запрещал.

– Что бы вы пожелали нынешним поколениям, не знавшим горестей и лишений войны, накануне Дня Победы?

– Пожелал бы изучать историю. Настоящую историю, а не ту, что служит ширмой, за которой до сих пор скрываются реалии прошлого. А изучать историю – это не просто читать книги, а сопоставлять и анализировать факты. Еще желаю молодым следить за своим здоровьем, заниматься физическим трудом. Вот у меня зрение на 100 процентов и слух на 95 процентов потеряны, мне 86 лет, а руки-ноги еще крепенькие. Почему? Потому что я всю жизнь в труде.

Беседовал Алексей Гончаров

Фото Светланы Борисовской.

На фото: Алексей Чернецкий сам придумал трафарет, позволяющий писать ровными строчками. Кроме того, у него своя система архивирования рукописей – по вырезанным на обложке тетрадей геометрическим фигурам Алексей Маркович определяет номер и название книги.