На минувшей неделе совершенно разные участники абсолютно параллельных политических процессов вдруг продемонстрировали необычайную синхронность своего участия в жизни планеты. И чего тут больше – закономерности или, наоборот, парадоксальности мировой истории – сказать трудно.
В мире: аргентинский Папа и Венесуэла без мавзолея
Итак, аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо отныне именуют Папой Римским Франциском I, предстоятелем католической церкви. Это избрание стало пусть и во многом ожидаемой, но сенсацией: новый пастырь для более чем миллиардной аудитории верующих, один из влиятельнейших людей мира, впервые не только не европеец, но, более того, иезуит. 76-летний архиепископ Буэнос-Айреса стал символом колоссальных сдвигов, и религиозных, и политических: отныне Европа однозначно не является духовным центром цивилизации. И причин тому много: торжество толерантности, переходящее в неограниченные проявления человеческой свободы (нивелирование института семьи и брака, однополые браки, легализация легких наркотиков и прочие «мелочи»), стало шоком для традиционалистов, для человека в «Божьем мире». Оттого акценты и сместились: Латинская Америка осталась верна традициям куда больше, даже несмотря на однозначное политическое «покраснение». Уже множество раз упомянуто о необычайной скромности понтифика – он не пользовался много лет специальным дворцом в Буэнос-Айресе, жил в маленькой квартире, сам себе готовил еду и пользовался общественным транспортом. Проведены, конечно, и очевидные аналогии с именем, выбранным аргентинским кардиналом для своего понтификата. Сравнение со святым Франциском Ассизским – образцом христианского скромности и благости бедности – конечно же, что называется, попало в точку. Но можно предложить и еще одно трактование этого образа: новый глава католиков хочет посмотреть прежде всего «внутрь себя», и заставить тоже самое сделать весь организм церкви, обветшавший и закоснелый. Поэтому Папу Франциска стоит прогнозировать как осторожного реформатора – новаций, подобных инициативам Иоанна Павла II ожидать не стоит, а вот внутренняя работа по изменению Церкви, очевидно, предстоит и очень даже масштабная.
Конечно же, избрание Папы не могло не связаться с политикой. Исполняющий обязанности президента Венесуэлы (кстати, поговаривают, не совсем законно делающий это) Николас Мадуро объявил, что это сам Уго Чавес на том свете позаботился об избрании Папы из Латинской Америки. Ну, что тут сказать? Конечно, всегда хочется быть оригинальным, но всякая оригинальность должна иметь меру. Впрочем, соратникам Чавеса на этой недели стало как-то не до смеха. Они-то решили забальзамировать тело вождя Боливарианской революции и выставить его в прозрачном саркофаге. Ну, то есть пойти по примеру самого худшего из видов почитания – превращения еще более-менее популярной и живой (в самом широком понимании) исторической личности в бессмысленную куклу для поклонения. Но с идеей навеки сохранить образ вождя случилась незадача: прибывшие специалисты из России и Германии констатировали, что тело за дни долгого прощания уже практически непригодно к увековечиванию. Поэтому, очевидно, команданте придется таки похоронить по обыкновенному обряду. И тут действительно становится немножко спокойнее на душе – у еще одного народа не будет повода с течением времени кого-то откуда-то выносить и развенчивать.
Исключение отца и сына Гудковых – Геннадия и Дмитрия – из рядов «Справедливой России» стало окончательным свидетельством искусственности всего политического процесса в стране. Созданная по директиве сверху в 2007-м партия, позиционировала себя как левая альтернатива «Единой России», но при этом факт ее создания с благословения Кремля никем оспаривался. Но время шло, и благодаря работе в регионах эсеры смогли выйти из «пробирочного» состояния – и привлечь в свои ряды достаточное количество интересных личностей и групп из разных частей страны. Местные и думская кампании 2011-го доказали: партия может стать в перспективе реальным соперником для партии власти. Что и стало «черной меткой». Активное участие тех же Гудковых и еще нескольких членов партии в митингах на Болотной и проспекте Сахарова стало поводом для «разборок». И лидер Сергей Миронов не нашел ничего лучше, чем пойти в Кремль и получить новые «ценные указания». И потому Гудков-старший очень быстро лишился мандата, а его сына Дмитрия и присоединившегося к ним депутата Илью Пономарева эта участь может постигнуть в самое ближайшее время. Увы, «Справедливая Россия» продемонстрировала свою генетическую «карманность» и это очень важный урок для ее избирателей.
В Украине: В Европу!
Под нескончаемые разговоры о содержании последних переговоров президентов Украины и России, Совет национальной обороны и безопасности Украины 12 марта принял принципиальное решение – «О неотложных мероприятиях по европейской интеграции Украины». Чтение этого документа, дает ответы на множество вопросов. В нем перечислены все основные параметры, обеспечивающие дальнейшее продвижение в сторону Запада: есть конкретные пункты относительно либерализации визового режима, реформирования законодательства, судебной и налоговой системы. Есть и политические моменты: так, упомянуто о том, что власть готова способствовать справедливому и открытому процессу довыборов в Верховную Раду на «проблемных округах» и выработать единую позицию относительно отношений с энергетическими структурами ЕС. В документе говорится прямо: необходимо предпринять все усилия для ратификации Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Нельзя не отметить, что это решение, похоже, еще аукнется Президенту Януковичу со стороны тех, кто завесил всю страну галлюциногенными плакатами о «процветании вместе» и способствует распространению явно недружественных репортажей российских государственных каналов про «дела – дрянь». Правда тут уместен вопрос: а у кого «дело дрянь»? Может, и не в Киеве? Тут, как говорится, умение держать удар и реальное исполнение записанного – будет тому лучшим подтверждением.
В Крыму: Важно помнить о Законе…
Аксиома, про «Закон – один для всех», на этой неделе снова стала актуальной в автономии. Глава правительства Крыма Анатолий Могилев, комментируя взаимоотношения власти с меджлисом крымскотатарского народа, еще раз сделал акцент на внезаконном статусе этой организации. А следовательно, как можно иметь дело с организацией неизвестного происхождения и полномочий? И действительно, возникает вопрос: почему Меджлис упорно и принципиально не хочет проходить регистрацию хотя бы на уровне общественной организации? Привычные отговорки о некоем «особом статусе» сейчас выглядят малоубедительно. Не свидетельство ли это попытки навязать обществу статус своей исключительности и избранности? И стоит ли в таком случае ожидать взаимопонимания?
Вообще-то Анатолий Могилев затронул очень важную проблему: он ясно сказал – с народным депутатом Мустафой Джемилевым, депутатом ВР Крыма Рефатом Чубаровым, другими наделенными народом на всеобщих выборах полномочиями лицами, он готов вести диалог. А с организациями без регистрации нет. И эта позиция важна: потому как более чем 20-летние попытки создать некую отдельную реальность крымскотатарской политики сегодня однозначно провалились. И провалились они из-за того, что сам народ смог успешно интегрироваться в украинское общество. А значит все попытки и меджлиса, и других этнических политических группировок («Милли Фирка», «Крымскотатарский народный фронт», прочие фонды и общины) сейчас теряют актуальность и поддержку все больше и больше. Люди выбирают принцип жизни вместе, а не каждый в «своей хате», и мудрым политикам это необходимо вовремя понять.
Александр Севастьянов
Карикатура Игоря Лукьянченко
На рисунке: в начале недели несколько СМИ сообщили, что три боевых дельфина с заряженными огнестрельными устройствами уплыли в море у Севастополя во время учений. Анатолий Горбачев, руководитель научно-исследовательского центра вооруженных сил Украины «Государственный океанариум» это опровергает, по его слова все шестеро дельфинов на месте.