ГБ оно и в Америке ГБ

В жизни всегда так – никогда не знаешь, от кого чего ждать. Из-за этого-то темы для анализа никогда и не исчерпываются…

В мире: Слежка или безопасность, или Искусство вовремя пересаживаться

Теперь уж точно: главным героем для любителей «теории заговора» на несколько недель (а глядишь и месяцев) станет бывший сотрудник американского Агентства национальной безопасности Эдуард Сноуден. Этот персонаж, действуя под псевдонимом «Честный», взял да и поведал СМИ о том, что спецслужбы его родины активно вмешиваются в личное пространство сограждан и иностранцев посредством контроля за их телефонными разговорами и общением в рамках социальных сетей и по электронной почте. То есть снова всему миру объявили, что «большой брат» таки смотрит на всех нас, а на некоторых – пристально, а в особых случаях не только смотрит, но и действует... 

Собственно, что такого сделал бывший американский «комитетчик» Сноуден? Наиболее емко суть его действия выразил президент России Владимир Путин (тоже «комитетчик» в прошлом): молодой человек рассказал о том, что всем и так было известно, что Америка на правах сильного иногда переходит границы дозволенного. Но все не так однозначно. Ведь сам факт слежки путем прослушки и люстрации почты – это возможность реально предотвратить теракты или положить конец наркотраффику. В конце концов, какой была бы реакция российской стороны, если бы какой-то из их бывших спецслужбистов что-нибудь рассказал о практике ФСБ? Или что-либо подобное произошло бы в Израиле? Что, поступок такого вот отщепенца был бы встречен спокойно и с одобрением? Сноуден не похож на артистичного и экстравагантного борца с системой Джулиана Ассанжа, также в свое время «взорвавшего» общество публикацией документов американских дипломатов. Новый герой медиа-пространства очень неэмоционален, подчеркнуто расчетлив. Перед побегом бросил невесту (та в отместку в соцсети выложила пикантные фото), купил билет в Китай да и всплыл в Гонконге. Появление во всей этой теме китайского следа – доказательство, что противостояние в информпространстве все больше и больше смещается на ось «оплота демократии» и Поднебесной. 

Ну а Владимир Путин (как же без него) на неделе возглавил Общероссийский народный фронт. Де-факто «фронт» существует уже два года, и создан он был под президентские выборы-2012. Но оформлен этот «блок коммунистов и беспартийных» до сих пор не был. Зато теперь у Путина есть своя политическая опора взамен дискредитированной «Единой России», более того – партия во главе с Дмитрием Медведевым формально является участником фронта, то есть становится вторичной. Если же проводить исторические аналогии, то самое явное сравнение – это объединение профсоюзов ГОЛКАР, пару десятков лет бывшее опорой режима генерала Сухарто в Индонезии. Это не была партия, это была «солянка сборная», где поровну «варились» и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция, и военные, и приближенные к власти бизнесмены. Вот и у Путина так – вроде бы аморфная структура, а всем становится ясно, на кого ориентироваться и с чьими часами сверяться...

Один из ближайших союзников Владимира Путина на мировой арене – президент Ирана Махмуд Ахмадинежад – покидает свой пост. Странное дело, но третьего срока даже в такой специфической стране, как Исламская Республика Иран, не предвидится по конституции. И преемника один из главных антиглобалистов современности себе не назначил, не поддержав никого из выдвинувшихся официально. В итоге в бюллетене восемь фамилий, соотношение следующее: шестеро консерваторы и четко ориентируются на аятоллу Али Хаменеи, двое же используют либеральную риторику, но также стараются не ссориться с всесильным духовным лидером. Фаворита в этой гонке нет, кампания проходила достаточно свободно и без перегибов, ее результат сейчас в руках избирателей и, собственно, аятоллы Хаменеи. Уход же Ахмадинежада – это окончание целой эпохи в истории всей Центральной Азии, причем продиктован он именно тем, что Ахмадинежад и «свое дело сделал», и стал неконтролируемым даже для исламской иерархии центром политического влияния. Станет ли его сменщик ярким политическим лидером – вопрос пока без ответа. Ведь противостоять США, ЕС и Израилю в одиночку тоже надо научиться.

В Турции конфликт вокруг парка Гези в Стамбуле, вышедший на уровень полномасштабного политического кризиса, явно заходит в тупик. Встреча премьера Реджепа Эрдогана с представителями протестующих результатов не дала, ультиматум Эрдогана был воспринят митингующими без особых эмоций, действия полиции остаются все такими же жесткими. Этот узел противоречий, очевидно, не сможет развязаться самостоятельно, и выхода здесь два: либо оставить все как есть и протестующих разогнать, чем доказать, что Турции места в ЕС не видать, либо принять реальность такой, какая она есть, и продолжить путь светской мусульманской страны в 21 веке. Третьего, кажется, не дано.

В Украине: Арифметика нуля

Министр энергетики и газовой промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил журналистам, что Украина ищет альтернативных поставщиков газа из России. Как это иногда бывает, все ответы на непростые вопросы лежат на поверхности – долгие переговоры с «Газпромом» не ведут к компромиссу, поэтому стоит осмотреться. И оказывается, что газ добывают и транспортируют от наших восточных соседей несколько вполне успешных корпораций. И с ними наша страна может заключить договоры на поставку топлива. Этот поиск альтернативы – пример открытой позиции: нас не устраивает кабала от «Газпрома», поэтому мы заявляем – мы найдем себе другой вариант. Как говорится в таких случаях, шантаж не удался, теперь можно переходить к уговорам. Уверены – эта стадия очень скоро наступит.

А оппозиция объявила об очередном витке объединения. 15 июня на Михайловской площади «Батькiвщина» пополнится «Фронтом Змiн», «Реформами и порядком» и отдельными «тушками» из «Народного Руха». Надо сказать, этого шага от Арсения Яценюка и Александра Турчинова ждали уже где-то год – они же обещали объединение еще до парламентских выборов. Но становится «ручейками» в оппозиционном потоке наотрез отказались уже целый ряд ярких «солистов»: это и вечный оппозиционер к самой оппозиции Анатолий Гриценко (тут понятно все – он готовится к президентскому забегу в 2015-м, зачем ему Яценюка сейчас укреплять?), и постоянно провальный кандидат в мэры Киева Николай Катеринчук (ну, из-за киевских выборов он и обиделся), и Вячеслав Кириленко (якобы по идейным соображениям, но на самом деле он готов был раствориться в партии Яценюка, но не Тимошенко, а сейчас и вовсе ему больше приятно общение с Виталием Кличко и УДАРом). Самое же показательное – это история с «Народным Рухом», который, полностью растеряв свой политический капитал, выразил недоверие своим же вождям – Тарасюку, Чорноволенко, Сушко – и объявил о создании реальной национал-демократической коалиции, а вот эти самые неудачники теперь и идут в «объединенную Батькивщину». Что ж, не знаем, чем это все закончится, но обычно ни умножение, ни деление на ноль толку никому не давали.


В Крыму: препятствование закону – уже преступление

Недели две назад мы писали: очень бы хотелось, чтобы разбирательство вокруг сына Мустафы Джемилева не приобрело политического подтекста. Но оно смогло приобрести совершенно излишний процессуальный подтекст: до сих пор следствие не получило возможности осмотреть дом народного депутата, где хранилась винтовка, из которой были произведены смертельные выстрелы. Получение такого разрешения возможно или добровольно от самого Мустафы Джемилева, либо же придется обращаться в парламент. Собственно, вопрос тут напрашивается один: кому выгодно это затягивание? Что скрывать, когда известно: убийство было, и существуют только разные трактовки его – по неосторожности или не по неосторожности? И не стоит ли беречь свой политический и просто человеческий имидж дороже пусть неприятных, трагичных и ужасных обстоятельств жизни? 

Александр Севастьянов