Поэтом можешь ты не быть...

Зачем люди пишут стихи? Что хотят сказать миру сегодняшние молодые поэты? «редакция» пыталась понять все это в преддверии Всемирного дня поэзии

«Поэзия – высшая форма существования языка», – это утверждение принадлежит гениальному поэту, лауреату Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосифу Бродскому. Сильнее, пожалуй, не скажешь. Что это за феномен такой, поэзия? Почему одни блистают ярким самобытным талантом, задевая самые потаенные струны души, а другие, напротив, хоть и неплохо рифмуют, но остаются неприметными? Зачем вообще люди пишут? Почему вместо того, чтобы рассказывать окружающим о своих чувствах и впечатлениях прозаическим языком, они выдумывают невообразимые, подчас экзотические формы? А самое главное – скольких авторов можно назвать действительно талантами, учитывая, что сегодня пытается писать стихи каждый третий-четвертый?

– Поэтов талантливых много. Вопрос вот в чем: как поэт относится к своему дару? Развивает его, работает над строками, изучает творчество предшественников… А может, для него стихи – просто забава, и самое важное – иметь хорошую работу (допустим, в банке)? – высказала мнение зам. редактора газеты «Литературный Крым», руководитель Республиканской литературной студии им. Н. Кобзева (в феврале она отметила пятилетие), член Национального союза писателей Украины Виктория Анфимова.

Зачем вообще пишут? – настойчиво спрашиваю я.

– Ну как же! Чтобы выделиться, сохранить устойчивые идеалы, приблизиться, по возможности, к искренности и настоящим чувствам – этого так сегодня не хватает, – убеждена Виктория.

А есть мода на определенные поэтические жанры?

– Молодежь выбирает авангардный стиль, верлибры, белый (без рифмы, но с ритмом) стих – так проще, не нужно думать о строгой форме и можно сосредоточиться на содержании. А люди старшего поколения предпочитают жанры любовной и гражданской лирики, равняясь на традиции классиков.

– Как современному молодому поэту продвигать себя? Участвовать в фестивалях? Ведь далеко не каждый может за свои деньги выпускать сборники...

– Да, есть фестивали, и, поверьте, в жюри сидят далеко не глупые люди, которые всегда оценят настоящий талант. Есть много различных интернет-конкурсов, которые носят статус международных, а еще регулярные конкурсы-отборы с последующей публикацией лучших авторов проводят крупнейшие издательства России и Украины.

А что по поводу своего продвижения говорят сами молодые поэты? Виолетта Саламатина-Пютцеп, которая учится в аспирантуре ТНУ (кафедра русской и зарубежной литературы) и работает младшим научным сотрудником Дома-музея Ильи Сельвинского, рассказывает, что участвовала в поэтических фестивалях «Пристань менестрелей» (Балаклава), «Чеховская осень» (Ялта), «Гринландия» (Старый Крым). Регулярно посещает литературные вечера, где не только читает свои стихи, но и исполняет романсы под гитару. Ее любимые поэты – Белла Ахмадулина, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Илья Сельвинский.

Журналист и литературный обозреватель интернет-изданий Сергей Стойко, который наряду с приемами авангардизма использует приемы академической поэзии, признается, что даже сам способствует проведению литературных мероприятий. Например, в этом году в начале ноября уже в третий раз состоится международный фестиваль поэзии «Шорох», организовываемый литературным клубом «Хорошо», в рядах которого он состоит. Кстати, недавно вышел сборник этого клуба «Сказки народов моря»: в апреле будет несколько презентаций, в том числе в Симферополе и Киеве.

Символично, что как раз сегодня ему исполняется 24 года. Поздравляем!

Поэтический турнир «В любой строке к своей прекрасной даме поэт мечтал тебя предугадать…», который состоялся в симферопольской Центральной городской библиотеке им. Пушкина в рамках фестиваля «Крымская весна 2012». Кстати, сегодня здесь проходит библио-fest «Крымская весна-2013».

«Настоящих поэтов немного»

Лидия Огурцова, член Национального Союза писателей Украины, заслуженный работник культуры АРК, лауреат премии «Золотое перо Руси-2012» в номинации «детская песня», учредитель и главный редактор журнала «Литературный детский мир».

– Зачем люди пишут? У каждого свои мотивы. Например, пенсионеры пишут потому, что им скучно и нечем больше заняться: они находят клубы по интересам, где встречаются с себе подобными, общаются, вместе пьют чай, но не растут. Другая категория – люди, которым поэзия дает возможность ощутить собственную значимость, подпитать амбиции. Для них важно издаваться, участвовать в различных фестивалях, выступать на сцене, получать премии, то есть быть на виду. При этом среди них есть довольно неплохие стихотворцы. Наконец, последняя и редкая группа – Поэты с большой буквы, чья поэзия заставляет думать, чувствовать, передает божественную вибрацию, она способна менять человека. Такие авторы умеют облечь в форму вселенскую любовь и вселенскую боль...

Действительно, талантливых поэтов немного. Научиться рифмовать, в принципе, может каждый, но главное – чтобы в стихотворении пульсировала душа! Должно быть другое мышление, внутреннее чутье ритма... Если говорить о современных молодых поэтах, то они пишут иначе, интересно (я порой у них даже учусь), хотя зачастую никого, кроме себя, не видят. А ведь настоящий поэт должен адекватно оценивать себя на фоне своих собратьев по перу, уметь слышать других.

Я считаю, если человек хочет себя выразить и ему есть что сказать – пусть говорит. Однако всегда нужно помнить о трех ключевых составляющих хорошей поэзии:

1. Оригинальность (никаких заезженных рифм и банальных образов; расскажи – допустим, о Крыме – так, как никто до тебя не говорил).

2. Эмоциональное воздействие (здесь играют важную роль и ритм, и тщательный подбор слов – таких, чтобы задеть струны души).

3. Литературное мастерство (это уже рифма, технические моменты).


Я очень люблю творчество Игоря Талькова, в одной его песне есть замечательные строки: «Поэты не рождаются случайно,/Они летят на Землю с высоты...».

Стихотворцев приглашают на конкурс

20 апреля в Симферополе в Универсальной научной библиотеке имени Франко (ул. Набережная, 29-а) будет проходить IV Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма.

В программе: обсуждение представленных заранее рукописей по мастер-классам «поэзия» и «проза», встреча с ведущими крымскими писателями. Начало мероприятия в 10.00.

К рассмотрению принимаются рукописи в печатном виде (указать свою контактную информацию). Проза – не более 40 стр., поэзия – не более 25 стр. Возраст участников – от 15 до 25 лет. Прием рукописей – до 15 апреля.

Свои работы присылать по почте по адресу: 95000, г. Симферополь, ул. Октябрьская, 12, каб. 306. Крымская организация Национального Союза писателей Украины с пометкой «Республиканский литературный семинар, оргкомитет». Телефон секретаря оргкомитета – 095-839-53-76.