Эти слова святого Иоанна Дамаскина, пожалуй, как нельзя лучше раскрывают суть приближающегося Великого поста
Всего два дня осталось до конца Масленой недели. Хозяйки дожаривают последние порции блинов, а на городских площадях шумят народные гулянья. Завершается Масленица Прощенным воскресеньем – примирением с близкими и прощением обид. В этот день православные христиане морально и духовно готовятся к Великому посту, начинающемуся со следующей недели. И он, призванный напоминать о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, и все другие посты – в первую очередь время обновления, покаяния, духовного очищения и молитвенного напряжения, в то время как ограничения в пище – лишь сопутствующее, но не главное. Вот что говорили о Великом посте великие люди – начиная от служителей ранней православной церкви и христианских философов и заканчивая русскими писателями XIX-ХХ веков.
***
«Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем. Что пользы, когда мы проводим пост без добрых Дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыре-десятницу», – ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее...» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь...».
Святитель Иоанн Златоуст, из бесед о толковании книги Бытия
***
«Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь».
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
***
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».
Преподобный Ефрем Сирин
***
«Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: «Стой, христианин; оглянись на жизнь свою». На улицах пусто. Карет нет. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!.. К чему так быстро летит ничем не заменимое наше время? Кто его кличет к себе? Великий пост – какой спокойный, какой уединенный его отрывок!».
Николай Гоголь, «Петербургские записки 1836 года»
***
«Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью:
– Пост да молитва небо отворяют!
Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:
– Грибки монастырские!
– Венечки для очищения!
– Огурчики печорские!
– Сниточки причудские!»
Василий Никифоров-Волгин, из рассказа «Великий пост»
***
«С раннего утра Чистого Понедельника, почти с рассвета, открывался на Москворецкой набережной всемосковский грибной торг. Это было грандиозное скопление товаров, саней, продавцов и покупателей. Трактиры и рестораны запасались здесь постной провизией до самого лета. Здесь были соленые грузди, белые грибы, маринованные опенки – в огромных чанах и кадках; стояли открытые бочки с квашеной капустой, с солеными огурцами, мочеными яблоками, с лущеным горохом. Чего только здесь не было! И редька, и картошка, и всякие овощи. Длинными нитями и гирляндами висели по стенам палаток и на поднятых кверху над санями оглоблях сушеные грибы разных достоинств - белые и желтые, а также дешевые темные «шлюпки». Здесь и корзины с клюквой, и чаны с душистым медом – липовым и гречишным – всего не перечесть! Тут и изюм, и вяленый «кувшинный» виноград, и длинные черные «царьградские» стручки, жесткие, как щепки, и при разгрызании пахнущие ванилью. И все это на потребу москвичам в течение семинедельной благочестивой жизни!»
Николай Телешов, «Москва прежде»
***
«– В первую неделю Великого поста до субботы святые отцы положили сухоядение, но трудящим и слабым не грех даже чайку попить, у меня же до самого воскресенья ни крошки во рту не было, и потом во весь пост я не разрешал себе масла ни отнюдь, а в среды и пятницы так и вовсе ничего не кушал. То же и в малые посты. Бывало, в Петровки наши заводские хлебают щи из судака, а я в стороночке от них сухарик сосу. У людей сила разная, конечно, но я об себе скажу: в постные дни мне не трудно было и так даже, что чем больше усердия, тем легче. Хочется кушать только в первые дни поста, а потом привыкаешь, становится все легче и, гляди, в конце недели совсем ничего и в ногах этакое онемение, будто ты не на земле, а на облаке».
Антон Чехов, из рассказа «Убийство» (фрагмент монолога Матвея Терехова)
***
«С половины Великого поста Качерин почувствовал, что в мир надвигается что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности. И хотя оно называлось старым словом «праздник» и для всех других было просто и понятно, Качерину оно казалось новым и загадочным, – таким новым, как сознание своего существования.
Леонид Андреев, из рассказа «Праздник»
На рисунке: «Христос в пустыне», Иван Крамской, 1872 год. Чтобы передать чувства, охватывающие душу в пустынных гористых местах, художник приехал в Крым и встречал в Чуфут-Кале рассвет за рассветом.