История о том, как Ленин без Сталина остался, и другие крымские легенды о памятниках
Летний сезон стартовал, и большинство гостей Крыма начинает свой путь на курорт с симферопольского вокзала. Выйдя на привокзальную площадь, они встречаются взглядом с вождем мирового пролетариата, задумчиво сидящим на скамейке в скверике напротив. И, полюбопытствовав, могут услышать от местных рассказ о том, что Ильич был один-одинешенек не всегда.
Известная многим симферопольцам история гласит: изначально, когда памятник Ленину на вокзале только поставили, там была не одна, а две фигуры – Ленин и Сталин. Но потом в связи с известными событиями монументальные изображения Сталина исчезли из всех парков и со всех площадей СССР. Вот и симферопольскую привокзальную скульптуру «отредактировали» – Сталина чуть ли не за ночь убрали, ну, а Ленин, понятно, остался.
На самом деле, ничего подобного с этим памятником не происходило. «Привокзальный» Ленин был одинок с самого начала – таким создала его скульптор Нина Петрова в 1961 году. Это было как раз то время, когда по всей стране разрушали и демонтировали памятники Сталину, в том числе и те, где он был вместе с Лениным. Возможно, именно в этом временном совпадении таится разгадка возникновения легенды.
Кроме того, в Симферополе действительно существовал памятник, где Ильич и Коба были вдвоем. Точнее, таких памятников было даже два. Один стоял в сквере Победы – Ленин и Сталин рядышком на скамейке, о чем-то доверительно беседуют. Эта скульптура после войны появилась в десятках и сотнях советских городов (в том числе и в Симферополе). Ее прототипом был памятник, созданный в 1937 году киевскими скульпторами Белостоцким, Пивоваровым и Фридманом и являвшийся монументальной версией известной фотографии: встреча Ленина и Сталина в Горках. Памятник установили в парке Химкинского вокзала канала Москва – Волга, а позднее растиражировали и превратили в типовую «архитектурную форму».
Второе изваяние – Ленин сидел на скамейке, Сталин стоял рядом – находилось в городском саду (парк за кинотеатром «Симферополь»). Эта пара также была одной из многочисленных копий известной скульптуры ленинградцев Таурита и Пинчука.
Оба парных памятника после развенчания культа личности быстро и бесследно исчезли. По одной из версий легенды, памятник, стоявший в городском саду, уничтожили не полностью: только Сталина убрали, ну, а Ленина перенесли на вокзал.
Кроме того, масла в огонь могло подлить то обстоятельство, что раньше непосредственно возле здания вокзала, то есть недалеко от того места, где позже поставили Ленина Петровой, стояли сразу два памятника Сталину: один встречал пассажиров на перроне, другой провожал на привокзальной площади. Естественно, оба эти монумента, когда пришел срок, тоже молниеносно исчезли в неизвестном направлении. Видимо, череда всех этих таинственных исчезновений в итоге и породила историю о непростой судьбе привокзального Ильича.
На фото: Памятник Ленину и Сталину в сквере Победы.
Источник фото: http://www.simfion.net/
КСТАТИ
Первый крымский памятник вождю
тоже стоял возле симферопольского вокзала
Первый в Крыму памятник Ленину установили в том же привокзальном сквере (тогда он назывался Симферопольским рабочим садом), где сейчас сидит одинокий Ильич, только с его противоположной стороны. Памятник торжественно открыли 1 мая 1924 года. Водруженный на высокий пьедестал бюст был создан известным скульптором Матвеем Харламовым. Считается, что из всех памятников Ленину именно памятники, созданные Харламовым, обладали наибольшим сходством с реальным Ильичом.
А ВЫ НЕ ЗНАЛИ?
Корабль в Судаке – не «Ласточка», а «Человека-амфибию» снимали не на Тарханкуте
История о Ленине без Сталина – далеко не единственная крымская легенда такого рода. Приведем еще несколько самых интересных.
Грот без Шаляпина
Шаляпинский грот в Новом Свете – чудо, созданное природой: морские волны выбили в скалах горы Коба-Кая огромный зал высотой 25-30 метров и шириной около 17 м. Но последний штрих в работу природы добавил человек – князь Лев Голицын благоустроил и расширил грот, построил в нем «эстрадный зал». Именно в этом зале якобы и пел Шаляпин. От силы голоса великого певца лопались бокалы с шампанским. И потому грот назвали Шаляпинским. Что и говорить, красивая история, есть в ней лишь одно «но»: Шаляпин никогда не бывал в Новом Свете, во всяком случае, тому нет никаких документальных подтверждений.
Забытый «Товарищ Маркин»
Под Судаком в бухте Капсель на песке стоит огромный корабль. Фотографирующиеся на его фоне туристы уверены, что объект их внимания – это пароход «Ласточка» из фильма «Жестокий романс». Иными словами, если верить местной легенде, то у Меганома стоит либо «Спартак», либо «Володарский» – именно эти пароходы-близнецы снимались в роли «Ласточки». Они были построены на Сормовской верфи в 1914-м и поначалу получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна», ну а после революции оказались переименованы. Уже после съемок в фильме, в начале 1990-х, пароходы были списаны. Несколько лет простояли они у ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали.
Что же касается корабля в Судаке, то знатоки речного флота утверждают, что это пассажирский теплоход «Память товарища Маркина». Этот корабль – последний сохранившийся представитель первой крупной серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, построенных в России в 1911-1917 годах. Всего таких теплоходов было 11. «Память товарища Маркина» вплоть до 1919-го года носил имя «Багратион», до 1990-го работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, а после списания попал Крым.
Ихтиандр из Донецка
На Тарханкуте, на мысе Атлеш есть необычный памятник: на берегу лежат, смыкаясь углами, три квадратные плиты в «шашечку». Между ними – камень с полустершейся надписью «Ихтиандр». Есть и гранитная табличка с текстом, но, видимо, не все туристы удосуживаются прочесть его, вот и кочует из уст в уста рассказ о том, что здесь снимался фильм «Человек-амфибия», а памятник установили в честь этих съемок. На самом деле знаменитую киноленту снимали под Форосом. А на Тарханкуте в августе 1966-го в море погрузился первый подводный дом, созданный энтузиастами из донецкого клуба подводного плавания «Ихтиандр». Первый дом назывался «Ихтиандр-66» и представлял из себя этакий металлический сундук объемом 6 кубометров. В нем были 4 иллюминатора диаметром 20 см, внутри находились две койки, одна над другой, электроэнергия и воздух подавались по кабелям и шлангам с берега, пресную воду также подавали с поверхности. «Ихтиандр-66» простоял на глубине 11 метров три дня, в нем жили три человека. Следующий подводный дом, «Ихтиандр-67», отличался более сложной конструкцией, имел объем 28 кубометров и был построен в виде трехлучевой звезды. Он простоял на глубине 12 метров две недели. Именно второй подводный дом в стилизованном виде и изображает атлешский памятник.