«редакция» задала представителю греческого народа «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать
Иногда бывает так, что хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос этот касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы понимаем, что они накапливались столетиями и так просто все не разрешить, но попробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. С этой целью «редакция» открыла рубрику для неудобных вопросов представителям проживающих в Крыму народов. Нынешний выпуск посвящен грекам, а расспрашивали мы председателя крымской греческой общины Ирину Константиновну Зекову.
? Татар выслали по обвинению в коллаборационизме. А греков за что, нет ведь свидетельств, что они в Крыму поддерживали фашистов?
В газете после войны писали: греки Южного берега при оккупации немцами Крыма пытались вести с ними торговлю. Но позвольте: если было что продать, какая разница, кто купит? Детей надо было кормить!
Пока нас в июне 44-го депортировали на Урал, мужчины Карачоли (греческая деревня под Белогорском, в которой жила и живет наша собеседница. – Авт.) копали окопы, обороняли осажденный Севастополь и после войны еще два года там руины
разгребали. А нас вывезли в летней одежде. Мне два годика было. Тамошних настроили, что греки- изменники, продали Крым. Нас только раскулаченные, которых раньше туда выслали, сразу приняли, они-то все понимали... Через пять лет разрешили посылки, нам прислали из Крыма ящик: яблоки, помидоры, перец. Барак на 50 человек, зима. Мы открыли этот ящик, стояли и плакали. Перец жарили и давали детям по кусочку с ноготок, чтоб хоть вкус знали. Вернулись мы в 70-е, дом нам никто не вернул, от колхоза дали 15 соток, мы построили новый.
? Какие сейчас у греков отношения с татарами? В Симферопольском микрорайоне Каменка, где большинство жителей – крымские татары, есть улица Греческая, заселенная одними греками и они там обособленно живут.
До депортации Карачоль была только греческой деревней, а сейчас каждый четвертый – татарин. Через дорогу от меня две татарские семьи живут, я на Пасху с утра кладу на тарелку куличики, яйца и отношу их деткам, угощаю. А на их праздник их дети приносят мне сладости: «Бабушка Ира, возьмите!» Нет у нас вражды!
? В 90-е в Крыму появилась этническая группировка ОПГ «Греки». Современным грекам за ее лидера Константина Ставропуло не стыдно, что бандитом был?
Я знала Костю. На наши праздники он часто приезжал, резал барашка, звал к своему столу. О-ох... Он в то время был замешан в этом (в девяностые в бандитизме. – Авт.). Но был очень хороший человек. Видимо, где-то дал слабинку: 90-е годы, беспредел. Тогда кто чем хочет заниматься, особо не спрашивали. А по душе был очень теплый человек, ходил в церковь.
? Вот смотрю на вас и понимаю, что греки недаром знамениты своей бурной жестикуляцией – вы руками буквально дирижируете себе! Слышала поговорку
«Свяжи греку руки, и он не сможет говорить».
Нэ! («да» по-гречески. – Авт.). Мне кажется, иначе никак не донесешь до другого, что у тебя внутри так, чтобы он это прочувствовал. Мы еще громко говорим: когда вся семья на праздники собирается, прохожие на улице думают, что у нас скандал. Греки очень эмоциональные: если переживаем, то до слез, если радуемся, по нам это тоже видно.
? И еще по поводу национального темперамента: в Греции по любому поводу митинги, акции протеста, витрины громят. Греки сами не страдают от своего бурного норова?
Сами нет, ну вот они такие. А мы тут изменились. Даже не тут, это началось, когда Турция захватила Грецию: люди стали все подавлять в себе, потому что хотели, чтобы семья не страдала и сыночков наших в янычары не забирали. Греки очень миролюбивый народ, и в Греции такие события сейчас потому, что страна, когда вступала в Евросоюз, с людьми не советовалась. Православное государство забыло свою историю: кто им протянул руку, когда турки напали (срывается на крик. – Авт.)? А Греция вступила в Евросоюз! Страна богаче стала, а люди обнищали. Им обидно.
?Притчей во языцех стала неспешность греков, стремление делать все без лишних усилий, спокойно относиться к деньгам. Крымские тоже такие?
Мы очень духовные люди, и приоритеты наши в духовной сфере: если чего-то хочешь – молись и благодари Бога, что хлеб есть, вода есть, соль на столе есть. Так что это не лень, когда малому рад, Господь тебе еще подаст. Молимся Богу и ничего не просим у людей, у начальства ничего не просим. Поэтому, я считаю, греки – очень выгодные люди (смеется).
? Слышала выражение «Греческое приблизительное время», мол, пунктуальность у вас не считается одним из обязательных качеств. Так ли это?
Нэ, и даже никто не расстраивается. Если вы человека пригласили, значит, вы его уважаете, правильно? А раз вы его уважаете, любите, то вы и подождете (улыбается).
? Для христиан характерно считать, что бывшие языческие боги – это зловещие демоны, требовавшие человеческих жертв. А как современные греки относятся к своему пантеону богов?
Уважительно. Уничтожать свою историю станет только очень недалекий народ, и долго ему еще подниматься, и не скоро еще его другие народы признают.
? Греки были первым цивилизованным народом, населившим Крым. Вам не обидно, что сегодня в Крыму греков так мало, а старинные, досоветские названия населенным пунктам если и возвращают, то татарские, а не греческие?
Ничего же не изменилось от того, что была Карачоль, а стало Чернополье! Пусть все будет как есть. Мы не националисты, мы всех любим и уважаем. Нас родители учили: если ты дом построил и никто в него не ходит, зачем ты его строил?
? Знаю, что к вам в Карачоль незадолго до смерти приезжал Василий Джарты. Вы его как соотечественника о чем-нибудь попросили?
Нет. Он был с официальным визитом, поэтому мы вообще мало говорили. Светлый человек, понравилось ему у нас. Вы знаете, он же мариупольский грек – из тех греков, что из Крыма Екатерина Вторая выселила. Подарил в нашу церковь икону. Говорил: «Не волнуйтесь, все будет у вас хорошо».
? До депортации в Крыму было более 14 тысяч греков, а сейчас только три. Вы не боитесь ассимиляции? В Карачоли есть правило: грекам жениться только на гречанках?
Село наше очень греческое. Я замужем за наполовину греком, свекровь – украинка. Дети мои на украинках женились, но внуки называют себя греками. Еще до войны
украинские парни женились на наших девушках и оставались здесь. Потому что им нравился наш уклад жизни. Семья – это государство, и ничего не зависит от улицы. Вот оно, главное (сжимает руку в кулак. – Авт.), семья! Вы поняли?
Греки – крепкие орешки: на похоронах не плачут, на пьянках не хмелеют
– Гречневая крупа у славян так называется потому, что ее завезли греческие купцы из Византии. По другой версии, ее, как и грецкие орехи возделывали греческие монахи при монастырях.
– В Греции кафе часто красят в разные цвета, в зависимости от политической партии, поддерживаемой владельцем. Это позволяет избежать ссор между посетителями.
– Крестный должен подарить крестнику полный набор воскресных нарядов. Считается, что иначе дитя пойдет по жизни, спотыкаясь, и у него никогда не будет достаточно одежды.
– Каждый убежден, что попадет на небеса, когда умрет. Поэтому на похоронах рыдать не принято. Возле могил часто висят ведерки, чтобы все видели – родственники регулярно ухаживают за могилой.
– Греки очень суеверны, почти все носят бусинку из бирюзы с нарисованным глазом. Дома и транспорт украшают иконками и даже вьючных животных нередко снабжают бусинами.
– Чтобы дочь не жила «под пятой» у свекрови, любящие родители строят ей в приданое дом. В Крыму этого обычая не было.
– Пьяных презирают. Грек никогда не будет настаивать на «еще по одной»: чувство меры и искусство винопития здесь возведено в культ.
Национальный рецепт
Настоящий греческий салат
Овощи режем большими кусками, если мелко – сок весь вытечет. Салат любит молодой огурец, режем его пополам и кусками толщиной в палец. Помидор небольшой – на четыре части дольками. Листья салата рвем. Сладкий перец берем мясистый и режем крупной соломкой. Оливки любые, можно с косточкой. Сверху одним куском кладем фету или брынзу. И сразу на стол. А когда все съели, остатки соуса надо хлебушком собрать.
Беседовала Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской
На фото: Ирина Зекова — истинная гречанка. Плачет, соболезнуя беде земляка, через минуту уже бодро обсуждает какие-то оргвопросы, потом заливисто хохочет, миг — и кричит, рассерженная. Разговаривая, смотрит только в глаза, часто дотрагивается до собеседника.
Думает на греческом, на русском говорит с характерными ошибками. Родилась и живет в Карачоли, происходит из рода фракийских (балканских) греков, прибывших в Крым в 1830. До пенсии работала экономистом.