Метеорологов в Крыму должно быть много

Начальник агрометеорологической станции Светлана Корсакова рассказала «Газете», почему прогнозы не всегда сбываются. Микроклимат в каждом уголке полуострова свой, и пунктов наблюдения просто не хватает


В Крыму вопрос погоды в Новый год особенно актуален: бывает, и дождь льет. На сей раз, например, Украинский гидрометцентр пообещал крымчанам от 0 до 4 градусов тепла в новогоднюю ночь, а 1 января – и вовсе +9. Как «делают погоду», «редакция» спросила самого «южного» метеоролога – начальника старейшей в Украине Агрометеорологической станции «Никитский сад» Светлану Корсакову.

– Светлана Павловна, так какая погода будет в Новый год? И вообще, чего ждать от следующего года? Украинские метеорологи предсказывают, что зима будет снежной, а лето жарким…

– Ориентировочно, по данным нашего Регионального центра по гидрометеорологии в АРК, очень большая вероятность, что в новогоднюю ночь будет тепло. А какие будут зима и лето, поживем – увидим.

– Мы каждый день пользуемся результатами работы метеослужбы, но мало кто представляет себе, как работают метеорологи.

– Техники-метеорологи во всем мире одновременно, через каждые три часа (то есть восемь раз в сутки), снимают показания на метеорологической площадке по температуре, влажности, скорости и направлению ветра, давлению и т. д. Затем данные метеонаблюдений со всех станций, например, Крыма, передаются в Региональный центр по гидрометеорологии в Симферополе, а оттуда – в Киев, в Гидрометеорологический центр. В случае чрезвычайных ситуаций – сильных осадков, штормовых ветров, резкого понижения температуры, ухудшении видимости – мы немедленно передаем «штормовую» информацию в Симферополь, а те – в Киев.

Наша станция специализированная – агрометеорологическая. По данным Всемирной метеорологической организации, работа агрометеорологов может снизить потери в сельском хозяйстве на 20-30%. Мы – одна из старейших метеостанций Украины. Изучение климата Южного берега Крыма началось со дня основания Никитского ботанического сада, в 1812 году, но метеорологическая станция была открыта в 1909-м. Работает на станции десять человек, в том числе с научными степенями.

Сегодня наш коллектив сотрудничает не только с Никитским садом, но и институтом «Магарач», «Массандрой», институтом климатотерапии им. Сеченова. Агрометеостанция является членом Всемирной метеорологической организации, а я вхожу в группу экспертов комиссии по сельскохозяйственной метеорологии ВМО. Она занимается вопросами улучшения агрометеорологического обслуживания сельскохозяйственного производства в странах Европы.

– Насколько изменилась ваша работа за последнее время?

– До 2000 года Гидрометеослужба Украины была отдельной структурой, после чего вошла в структуру Министерства экологии, а в 2005 году – в Министерства чрезвычайных ситуаций Украины. С потерей самостоятельности ухудшилось и финансирование. У нас техник-метеоролог – специалист, имеющий высокую квалификацию и отвечающий за качество полученной информации – получает зарплату чуть более тысячи гривен. И в то же время сотрудники нашего ведомства не имеют права на забастовку: мы обслуживаем авиацию, транспортную сеть, и отсутствие точной метеорологической информации может стать причиной катастроф. Я недавно была в командировке в Индии – казалось бы, не самая богатая страна, но нам их техническая оснащенность даже и не снилась. Когда я училась в техникуме, еще в 80-е годы прошлого века, нам преподаватели говорили, что мы будем работать в эпоху автоматических метеостанций. У зарубежных коллег именно так дело и обстоит. Мы же до сих пор пользуемся приборами начала прошлого века. Например, ртутным барометром. На метеоплощадке можно увидеть еще один раритет – старый флюгер. Украина свое оборудование практически не производит, а закупать дорого. Один только российский метеорологический термометр обходится почти в тысячу гривен. Так что принципы работы у всех метеорологов мира одинаковые, а условия разные. Сейчас, правда, идут разговоры о возможном кредите Всемирного банка в 52 млн. долларов, который пойдет на модернизацию гидрометслужбы Украины.

– Насколько востребована работа метеорологов, когда есть отслеживающие погоду спутники, специальные компьютерные программы?

– Иногда даже от государственных мужей можно услышать, что прогноз погоды всегда есть в Интернете, так зачем метеослужба нужна? На самом деле, составление прогноза – сложный процесс, и перед тем как попасть в Интернет, на телевидение или в редакцию он проходит несколько стадий. Сначала данные о погоде, получаемые каждые три часа от сети метеостанций, пересылаются в метеорологические центры. Там их наносят в виде кода на карту погоды Земли. Так создается синоптическая карта, которую сначала строит компьютер, а затем дорабатывает синоптик. Специалист рассчитывает, откуда придет в его пункт воздушная масса, прогнозирует силу и направление ветра, температуру, облачность и осадки. Таким образом составляется краткосрочный прогноз – до полутора суток. И чем опытнее специалист-синоптик, тем больше он надеется на свои профессиональные знания, опыт и интуицию.

– Почему тогда прогнозы не всегда совпадают с тем, что мы видим за окном?

– Дело в том, что публикующиеся прогнозы называют модельными, и в каждой стране свои модели, и в одной, например, недостаточно учтен фактор снежного покрова, в другой – рельеф местности и так далее. Допустим, в чем состоит главная сложность составления прогноза погоды на Южном берегу Крыма? Мы находимся в горной местности – ущелья, холмы, резкие перепады высот, и на каждом таком участке – свой микроклимат. Поэтому в начале прошлого века от мыса Айя до Алушты было 33 пункта метеорологических наблюдений. А сейчас осталось всего четыре. Это серьезная проблема не только для метеослужбы, но и для обычных людей. Например, в районе Васильевки, которая находится вблизи горного ущелья, выпадает больше осадков и чаще, чем на остальной территории. В этом районе скорость ветра может достигать 40 метров в секунду. И в это же самое время в центре Ялты, где находится метеостанция, скорость ветра может не превышать 10-12. И если, например, у жителя Васильевки ураганом унесло кровлю дома, страховая компания потребует данные о погоде. Учитывая, что в самой Ялте в это время урагана не было, с выплатой страховки возможен отказ. Или взять такую, казалось бы, мелочь, как расположение билбордов: после сильных ветров они часто лежат на земле. Причем, это повторяется из года в год, на одних и тех же местах. Потому что при установке никто не учитывал направление и возможную максимальную скорость ветра.

– Кстати, у метеослужбы есть свой сайт, куда мог бы зайти каждый желающий в любое время и получить точные данные о погоде?

– Да. Официальный сайт украинского Гидрометеорологического центра – meteogov.ua, а Регионального центра по гидрометеорологии в АРК – synop.crimea.ua.

На фото: начальник Агрометеорологической станции «Никитский сад» Светлана Корсакова; последняя «обновка» метеостанции – приобретенный в 2000 году аппарат для измерения атмосферного давления


Было и такое

Автор первого прогноза не вынес своих ошибок

1 августа 1861 года появился первый в мире прогноз погоды, он был опубликован в английской газете «Таймс» и принадлежал основателю и руководителю Метеорологического департамента, легендарному капитану «Бигля» (на этом корабле совершил кругосветное путешествие Чарльз Дарвин) Роберту Фиц Рою. Впоследствии из-за депрессии и неточности своих прогнозов Фиц Рой покончил с собой.