Что прячется за ширмой

Мир и страна на неделе наблюдали искусство возможного в самых разных сферах. Одни события будут иметь действительно серьезные последствия, другие – только шелуха момента…

В мире: Мы наш, мы новый мир разрушим…

Итак, согласно решению Совета министров иностранных дел ЕС, с 1 июня эмбарго на поставку оружия в Сирию отменено. То есть с сегодняшнего дня любые приспособления для войны могут быть доступны как войскам официальных вооруженных сил под руководством Башара Асада, так и формированиям оппозиции, недавно сформировавшей подобие единства в очень пестрой «Национальной коалиции». Конечно, ход европейских политиков связан с изменением (на наш взгляд – сугубо тактическим) обстановки на фронтах в городах и весях пылающей республики. Войска «законной власти» перешли в наступление и штурмом взяли несколько пунктов, удерживавшихся повстанцами. Статус-кво в противостоянии был восстановлен, Асад получил определенную возможность маневра – и успехи армии побудили союзников оппозиции из Европы отменить эмбарго. А это шаг двойственный и не совсем логичный. Потому как одно дело, если оружие будут покупать те силы, которые можно действительно называть оппозицией, то есть политические противники правящего режима. Как говорится, другого выхода Асад им не предложил, как-то в Сирии не сложилось ни с выборами, ни со сменяемостью власти. Реальная же поддержка действий исламских фундаменталистов посредством снятия эмбарго очевидна, и это факт неприглядный. Потому как под разговоры о борьбе с режимом можно вооружить тех еще головорезов, которые запросто повернут потом это оружие против своих сегодняшних патронов. И последствия будут очень плачевными. 

Впрочем, сам Асад сыграл на опережение – он заключил контракты на поставку оружия из России и Ирана, чем подтвердил наличие нового геополитического треугольника «Москва – Тегеран – Дамаск». Нужно сказать, что от соблазна продавать оружие Сирии Владимира Путина отговаривали все – от госсекретаря США Джима Керри до премьера Израиля Биньямина Нетаньяху. Но тщетно. Очередная эскалация кровавой борьбы за власть, вызванная отменой эмбарго – лишнее доказательство того, какое принципиальное значение имеет сирийский конфликт в мировой политике. Никто уступать не хочет. Хотя найти выход в лобовом столкновении будет невозможно. Поэтому разговоры о созыве мирной конференции в тихой Швейцарии находят все больший отклик. Во всяком случае, наличие желающих сесть за стол переговоров с обеих сторон – уже хороший знак, радикалы таким образом могут быть нейтрализованы, определенными силами может быть найден компромисс, а целый регион избавится от реальности крупномасштабной войны. Пусть хотя бы на время пушки и снайперы замолчат? 

В России произошло два важных события в сфере науки, что само по себе на постсоветском пространстве, редкость. Российская Академия наук избрала нового президента. Руководивший учреждением с 1991 года Юрий Осипов не стал выдвигать свою кандидатуру на новый срок, а выдвинутые академиками фигуры носили явно политический оттенок. Все дело в конфликте учреждения с новым министром образования и науки России Дмитрием Ливановым. Он-де решил преобразовать управление наукой в стране и внедрить в ее систему множество западных образцов, главный из которых – центром научных исследований должны быть университеты, а Академия наук – так, клубом высоколобых с совещательными функциями. Нужно сказать, что Академия наук – это нечто постоянное и настолько «мраморное», что сдвинуть эту глыбу хоть в какую сторону – подвиг, равный геракловому. Ведь, по сути, она давно превратилась в бюрократическое учреждение, а средний возраст ее действительных членов перевалил далеко за 60. Но ведь статус Академии и академиков – это не только сама наука как таковая, это и бюджетное финансирование и положенные по статусу льготы и преференции. Западные образцы, в данном случае, противоположны, там господствует капиталистический принцип – ты зарабатываешь столько, насколько ты востребован. То есть все должны крутиться, а не ждать «манны» от государства. В итоге все три кандидата на президентский пост – Владимир Фортов, Александр Некипелов и нобелевский лауреат Жорес Алферов (он еще и депутат Думы от КПРФ) – выступили с жесткой критикой любых преобразований. Оно и понятно – все они люди в возрасте. Победил же на выборах Фортов – оппозиционер министру, но куда более умеренный, чем тот же Алферов. Такой выбор – свидетельство, что ждать перемен в этой системе придется еще долго. 

А вот уход с поста ректора Высшей школы экономики Сергея Гуриева и его отъезд за границу многими был воспринят действительно пессимистично. Так как говорят, что к этому шагу ученого побудили внутриполитические причины, то есть ему намекали, что его политическая позиция идет вразрез с «генеральной линией». Нужно сказать, что Гуриев – в каком-то смысле символ тех самых западных веяний в образовании, а руководимый им университет – пожалуй, наиболее либеральный в России и встроенный в единое мировое образовательное пространство. Чего не простили ученому и менеджеру? Контактов с оппозицией, свободной позиции по многим вопросам, объективной и взвешенной критики властей? Грустно, в общем…

Ну и несколько слов о Каннах и первой гей-свадьбе во Франции. Сам собою напрашивается вопрос – а почему именно сейчас эта тема стала столь востребованной? Почему жюри престижного конкурса явно идет в тенденциозность и поощряет именно фильмы об однополой любви? И разве же это не та самая пропаганда, которая может нанести вред детям и подросткам? Конечно же, глупо порицать кого-то за сексуальные предпочтения, это данность и от нее некуда деться. Но что стоит сегодня за такой массированной атакой? Нет ли в этом движении чего-то большего? Не скрывают ли от всех нас какую-то куда более важную тему? И не останемся ли мы все потом обманутыми и убаюканными этими разноцветными фильмами?

В Украине: Выжидание – золото 

Известие из Астаны о решении Президента Украины присоединиться к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана в качестве наблюдателя – наглядная демонстрация пользы взвешенной политической позиции. Ведь сколько нашу страну зазывали в это объединение! Но Виктор Янукович остался верен стратегическому выбору – евроинтеграции. При этом власть всегда подчеркивала: отношения с соседями на востоке также важны, но структура нашей экономики не позволяет делать однозначный выбор в ущерб интересам. Поэтому выжидание Украины, ее балансирующая дипломатия дала плоды – Янукович смог настоять на своем, и Путин, Лукашенко и Назарбаев с этим согласились. Получение статуса наблюдателя – это возможность быть информированным о том, что происходит на востоке, быть готовыми к новым инициативам, либо к отражению недружественных шагов. Реакция Брюсселя также подтвердила – евроинтеграция остается главной «партией» для Украины. Просто для ее реализации нужна добрая воля – как самих европейцев, так и всего нашего политического класса. 

Конституционный суд, в свою очередь, наконец-то внес ясность с киевскими выборами. Они должны состояться в октябре 2015 года. Действительно, так говорит закон и касается это очередных выборов. Но: наличие горсовета столицы с истекшим сроком полномочий и отсутствие городского головы как такового – ситуация, явно не рядовая. И поэтому никто не мешает провести выборы внеочередные. Что до выводов, то стоит констатировать: игры с законом в прошлом привели к логичному результату – громада самого большого города страны фактически лишена права избрать себе власть. Как говорится, за что боролись…

В Крыму: Надо обойтись без политики 

Известие о трагедии в Бахчисарае и роли в этой истории сына главы Меджлиса Мустафы Джемилева снова заставила вспомнить мудрость о том, что слезы в жизни льют все, вне зависимости от своего положения. Чего бы хотелось сейчас при рассмотрении данной ситуации – так это отойти от политического контекста, оставить все эти прогнозы, кто на кого повлияет, и чья карьера куда пойдет. Факт: случилась трагедия, факт и то, что в этом деле очень много неясного. И это необходимо выяснить правоохранительным органам. Иначе мы снова окажемся перед очередным примером коррупции и произвола. А людям сейчас нужна правда. Сколь неприятной для кого-то она бы ни была.

Александр Севастьянов

 На фото: Вчера, 31 мая, планета отмечала Всемирный день отказа от курения, провозглашенный ВОЗ еще в 1988 году. В последнее время табак действительно сдает позиции. В Украине сейчас курит 8,4 миллиона человек, что на 1,6 миллиона меньше, чем в 2011 году – такова информация комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения.