На неделе мир наблюдал, как рушится то, что когда-то было незыблемым – президентский брак, расклады политических сил, планы газового монополиста...
В мире: Всегда быть вместе не могут люди
Конечно, настроение семи дней пропитано слезоточивым газом и дымом от шашек на площади Таксим в Стамбуле. И эти протесты можно назвать логическим завершением процесса, названного политологами «арабской весной». Происходящее у южных соседей однозначно вписывается в общую схему, хотя, как мы уже неоднократно отмечали, причины всех этих революций разные. В Тунисе они были социальными – люди жили бедно и не получали никаких дивидендов от прибыли правительства, в Египте – поколенческие, выросли те, кто не хотел более жить под диктатом одной семьи, в Ливии – целый клубок противоречий всех 42 лет правления полковника Каддафи, в Сирии – вполне логичный крах однопартийного наследного режима. Конечно, Турция из этого ряда выбивается. Хотя бы тем фактом, что в этой стране есть устойчивая конкурентная политическая система да и страна якобы упорно хочет вступить в Евросоюз. Более того, при основании Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк принципиально заложил нормы светской демократии и обязал армию хранить эти принципы (называются они «лоялизмом») пуще всего. Чем она, армия, и пользовалась очень часто – смещая неугодные правительства и вводя переходные режимы во главе с генералами.
В чем же смысл сегодняшнего противостояния? Конечно, экологические протесты из-за парка в Стамбуле – это только повод. А в остальном все очень схоже с протестами (правда, степень их куда более радикальна) на московской Болотной площади и площади Тахрир в Каире (ну, в этом случае – все пока что менее радикально). Дело в том, что премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им Партия справедливости и прогресса находятся у власти уже более десяти лет. В свое время они стали новым веянием в турецкой политике, можно сказать сформировали новый тренд в восточной политике как таковой. Смысл его в соединении общих демократических лозунгов с исламскими установками, условно говоря – попытка апеллировать не только к наследию Ататюрка, но и к традиционным установкам турецкого общества. Два раза на выборах в парламент сторонники Эрдогана получали большинство, фактически – власть принадлежит им безраздельно, а оппозиция – никак не может сформулировать адекватную альтернативу. В итоге на смену традиционным партиям пришли рядовые гражданские активисты. Их лозунги просты: мы не хотим жить в исламизированной стране, мы хотим конкуренции в политике, мы устали от Эрдогана, ему пора уйти. Причем заметим, речь идет именно о личности задержавшегося на должности премьера, желания переустроить всю систему демонстранты на Таксиме пока что не выражают. Скорее всего, потому что опасность раскола Турции в данном случае будет очень велика – сельские районы с куда более консервативным политическим мышлением явно пока на стороне власти, протесты же охватили города – места, где уровень жизни и доступ к благам современного мира куда выше и привычнее. В общем, правительство изъявило желание вести диалог, его итоги – пока что непредсказуемы. А весь ряд противостояний на востоке теперь можно кратко замкнуть в красивую формулу – от Тахрира до Таксима.
А вот кто подал в отставку на неделе, так это мэр Москвы Сергей Собянин. Сделал он это неожиданно и добровольно чтобы снова стать мэром, но уже на прямых выборах. Система назначения глав субъектов РФ, введенная Владимиром Путиным в 2003-м, год назад вновь сменилась выборной, а другого удобного шанса легитимизировать свое пребывание на посту еще на пять лет у Собянина может и не случиться. Время выбрано как нельзя более удачно – конкуренты не успеют подготовиться, да и, как выясняется, этих конкурентов у действующего градоначальника (не москвича, кстати) фактически нет. Представители думской оппозиции (КПРФ, ЛДПР и эсеры) очевидно, просто выставят кандидатов «для галочки». Оппозиция же внесистемная пока что называет имена Алексея Навального (но его судят и могут дать срок, что сразу отменяет баллотирование), Сергея Удальцова (находится под подпиской о невыезде), лидера «Яблока» Сергея Митрохина (но он, скорее всего, играет в свою игру) – но ни один из них не тянет на серьезного кандидата. Миллиардер Михаил Прохоров, хоть и озвучивал мэрские амбиции, имеет много недвижимости и счетов за рубежом, а кандидатам этого всего иметь по новому российскому закону нельзя. А переоформить – можно попросту не успеть. В итоге выборы намечающиеся на 8 сентября, пройдут в один тур, и имя будущего мэра уже всем известно.
Почти под покровом ночи с четверга на пятницу российское телевидение сообщило новость из разряда светской хроники, но и из сфер высокой политики: Владимир и Людмила Путины официально объявили о расторжении брака (подробней об этой истории читайте на стр. 4. – Ред.). Отношения первой пары России в последние годы были предметом интереса самых широких слоев общества. И был это кухонный интерес – почему они не появляются вместе? А правда про Кабаеву? А дети от Кабаевой? Слухи были самые разные – от того, что Людмила Путина злоупотребляет алкоголем, до того, что ей принадлежит один из самых крупных сотовых операторов страны, была и «утка» про беременность сразу после возвращения Путина в Кремль в прошлом году. В общем, вереница подозрений завершилась. Печали на лицах супругов при объявлении новости не наблюдалось.
В Украине: И кто кого обманывает?
Новость как бы не украинская, но отношение к нам имеющая прямое. «Газпром» официально, но очень негромко объявил, что не сможет начать освоение Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море. У монополиста нет на это денег, а месторождение, как говорят, очень и очень перспективное. Что же тут связано с Украиной? А то, что именно этим месторождением пугали нашу страну вот уже лет так восемь, с самого начала разговоров о строительстве «Северного потока» в обход Украины. Газопровод построили, но чем его наполнять теперь – загадка. А перенаправить газ из одной трубы в другую – дело не такое простое и тоже недешевое. И остается только спросить – из-за чего столько времени серьезные люди из «Газпрома» морочили всем голову? Плюс ко всему на разведку месторождения потрачено уже более двух миллиардов долларов. В общем, как-то само собой вспоминается присказка про зеркало и чье-то некрасивое лицо.
А оппозиция снова порадовала своей дисциплиной. Депутаты Вячеслав Кутовой и Владимир Купчак заявили о выходе из фракции «Батькивщины». Якобы из-за того, что Арсений Яценюк предал Юлию Тимошенко. Одновременно ряд оппозиционных депутатов заявил, что им предлагают миллионы долларов за этот самый выход. Ну, что тут сказать? С одной стороны – это явный провал лично Яценюка, его президентские шансы становятся все более призрачными. С другой – если власти и хочется кого-то дискредитировать – то почему Яценюка? Его рейтинг явно ниже, чем у того же Виталия Кличко. В общем, нельзя формировать команду только на финансовых основах. А Яценюк в свое время так и сделал. Итог сегодня – закономерный.
В Крыму: Нам нужны «в поле воины»?
Прошедший в Симферополе в четверг митинг сторонников партии «Хизб-ут-Тахрир» собрал полторы тысячи человек. Факт того, что он не был разрешен властями, организаторов не смутил. Поводом стала дата разрушения Халифата. Имеется в виду Османская империя, чьи султаны были последними в истории обладателями титула халифа – одновременно и правителя державы, и главы верующих. Но настроение собравшихся, а главное, риторика митинга носили далеко не исторический характер. Самое главное – прозвучала цель: восстановление Халифата. И по этому поводу возникает несколько вопросов: спросили ли организаторы митинга мнения крымчан насчет Халифата? И вообще – что стоит за этим стремлением снова поднять религиозную тему? И главное – почему это все необходимо проводить в начале курортного сезона? Российские телеканалы с удовольствием (иначе не скажешь) все это показали. Сколько людей решило в Крым не ехать, конечно, сказать сложно. Но сторонникам восстановления Халифата на это плевать. У них задачи важнее и глобальнее. При этом опаснее и уж куда как авантюрнее.