СЕРГЕЙ ДОНИЧ: Придя в политику, я не перестал быть врачом

СЕРГЕЙ ДОНИЧ: Придя в политику, я не перестал быть врачом

В декабре прошлого года неожиданно для всех первым заместителем Председателя Верховной Рады Крыма стал Сергей Донич, который более известен крымчанам не как политик, а как медик: ранее он занимал должность министра здравоохранения, возглавлял Крымскую республиканскую больницу им. Семашко. Коллеги отзываются о нем, как о порядочном, инициативном и честном человеке, который всегда во главу угла ставит заботу о людях.
В эксклюзивном интервью КИА Сергей Донич рассказал о первых ста днях работы в новой должности, залоге карьерного успеха, шокирующих случаях из своей медицинской практики, а также о том, почему с годами стал меньше доверять людям.

К ПАРЛАМЕНТСКОЙ РАБОТЕ АДАПТИРОВАЛСЯ
– Сергей Георгиевич, Вам комфортно работается в Верховном Совете?
– В моей нынешней должности больше политической составляющей. Хотя я по-прежнему привязан к здравоохранению, так как курирую парламентскую комиссию по социальным вопросам, здравоохранению и делам ветеранов. К новой работе адаптировался, правда здесь есть свои новшества и тонкости, но в течение нескольких недель все встало на свои места. Многие вопросы мне были известны ранее, если же я чего-то не понимаю, то не стесняюсь спросить у своих коллег. Ведь лучше спросить, чем принять непродуманное решение.

– Какие еще парламентские комиссии Вы курируете?
– Постоянную комиссию по региональному развитию, строительству и контролю за приватизацией (возглавляет Константин Мальчиков), по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству (Рустам Темиргалиев), по земельным, аграрным вопросам, экологии и административно-территориальному устройству (Николай Янаки). Также к моей компетенции относятся ПК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике (Виталий Нахлупин), Временная комиссия по социальному развитию села (Николай Колисниченко) и Счетная палата ВР АРК.Было решено много проблем в сфере здравоохранения, страхования жизни и имущества. На сегодняшний день все большей популярностью становится онлайн страхование. К примеру компания Вусу оказывает страхові послуги для гарантии возмещения от случайных утрат. Это рациональный способ защиты от возможного причинения ущерба.

– Сергей Георгиевич, будучи простым анестезиологом, Вы сумели дослужиться не только до поста министра здравоохранения Крыма, но и занять одну из самых высоких должностей в представительной власти, – кресло первого вице-спикера. Кто помог Вам сделать столь головокружительную карьеру и в чем залог успеха?
– Нужно относиться к своей работе с полной самоотдачей, не щадить себя, не искать поблажек и оправданий своим неудачам, полностью отдаваться делу, которому служишь. Нужно адекватно воспринимать происходящие вокруг тебя события, чтобы со спокойной душой и твердым убеждением принимать все известия, полученные в течение дня. И, конечно, самая главная составляющая успеха – наличие надежного тыла в лице крепкой семьи.

– Насколько надежен ваш семейный тыл?
– У меня никогда не было серьезных семейных проблем и разногласий. Даже когда поступил в аспирантуру на базе института хирургии им. А. В. Вишневского Академии медицинских наук СССР и мне вместе с женой и восьмимесячным ребенком пришлось перебираться в Москву. Помню, как собрали контейнер с вещами и поехали. Помню, как свою стипендию в 120 рублей приходилось полностью отдавать за съемную квартиру. Тогда нам помогали родители, но у меня была цель, к которой я шел день за днем.

КОЛИЧЕСТВО СПАСЕННЫХ ЖИЗНЕЙ НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ
– Не скучаете по медицинской практике?
– То, что я сегодня не захожу в операционную, не мешает мне заниматься вопросами интенсивной терапии. Ко мне по-прежнему обращаются за медицинскими консультациями друзья, коллеги и даже малознакомые люди. Честно говоря, я не хочу расставаться со здравоохранением. Медицина стала не только своеобразным хобби, но и неотъемлемой частью жизни. В ближайшее время планирую возобновить педагогическую деятельность в Крымском государственном медицинском университете имени С. И. Георгиевского на кафедре медицины неотложных состояний и анестезиологии. Ведь процесс обучения в здравоохранении должен быть непрерывным, чтобы не отставать от современных методик и технологий.

 – Что считаете главным достижением в жизни?
– Благодаря основной профессии достижений немало, – прежде всего, это спасение людей от смерти и излечение от тяжких недугов. Правда, количество спасенных жизней я никогда не считал.

– Расскажите о случаях из своей медицинской практики, которые по-особому тронули душу
– В медицине не может быть избирательности. Здесь через сердце пропускаешь каждый случай. Здесь нельзя абстрагироваться и оставаться в стороне от людской беды, в противном случае тебе не место в здравоохранении. Тем более, что все врачи дают клятву Гиппократа. Я могу не помнить лица пациентов, фамилии, но в памяти всегда остается злополучный диагноз, который делает человека менее жизнерадостным и беззаботным. К сожалению, в жизни не все истории заканчиваются счастливым эпилогом. Бывают моменты, особенно в медицине, которые откладывают свой отпечаток на состоянии психики. Один из них, – выйти к родственникам или близким людям пациента и сообщить о его смерти. Парадоксально, но зачастую даже люди, которые знают о смертельной болезни близкого или знакомого человека, воспринимают весть о его смерти как нечто неожиданное и шокирующие. Они сразу пугаются, теряются, не знают что делать. Не зря говорят, что последней в человеке умирает надежда.

– У Вас бывали на работе необычные случаи?
– Я помню свое первое дежурство в качестве медбрата. Тогда наша бригада за одну ночь вывезла в отделение патанатомии пять тел: двое детей и трое взрослых. Оказалось, это была одна семья, которая отравилась грибами. Еще помню случай, который произошел в Москве на Ленинградском вокзале. За пару минут до отправления поезда, на котором я с другом должны были ехать, в нашем вагоне раздался панический крик. Выяснилось, что одному пассажиру стало плохо, и он потерял сознание. Мы не растерялись, вынесли мужчину из вагона на улицу и поставили диагноз – клиническая смерть. На перроне вокзала, в пиджаках, белых рубашках и галстуках мы начали проводить сердечно-легочную реанимацию. Когда мы передавали мужчину скорой помощи, он бы еще жив. Правда, дальнейшую его судьбу я не знаю.

РЕЙТИНГ ЛУЧШИХ БОЛЬНИЦ КРЫМА
– Сергей Георгиевич, назовите пятерку самых лучших медицинских учреждений Крыма?
– Университетская клиника, которая появилась путем объединения клинической больницы им. Н. А. Семашко, Диагностического центра и Кардиологического клинического диспансера. В ее структуру входят 12 медицинских центров. В перспективе планируется строительство Республиканского перинатального центра, который станет клиникой широкого профиля, с использованием самых современных медицинских технологий. В нем будут проводиться консультации, лечение и реабилитация беременных и родивших женщин, а также новорожденных детей.
В пятерку лучших медучреждений я включил бы Крымский республиканский клинический онкологический диспансер, где на сегодня собрано современное оборудование и работает прекрасный коллектив.
Сакскую центральную районную больницу. Ее уровень по медицинскому оснащению и подготовке кадров приближается к республиканским клиникам.
Вышла из аутсайдеров Ливадийская (Ялтинская) городская больница. Сегодня там работает очень активный и опытный главный врач Владимир Савельев. Уровень предоставления медпомощи улучшился в десятки раз.

– По вашим прогнозам, когда начнется строительство перинатального центра?
– На сегодня уже выполнена проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу в Киеве. В проект внесли несколько несущественных правок, которые уже учтены. На ближайшем пленарном заседании сессии крымского парламента будет рассмотрен вопрос о выделении 5,7 млн грн из бюджета автономии в качестве софинансирования проекта, после этого начинается строительство. Реализация проекта вместе с последующей закупкой медоборудования обойдется в 46 млн грн. Финансирование будет осуществляться из трех источников: бюджет Крыма, Госбюджет и Фонд Виктора Пинчука, который закупит оборудование для реанимационных отделений.

– Будут ли в Крыму кареты скорой помощи оснащать GPS-навигаторами?
– Вообще-то в Крыму давно уже пора было создать единый центр управления машинами скорой помощи. Обученные специалисты отслеживали бы на большом жидкокристаллическом экране месторасположение машин и в оперативном порядке отправляли их на место вызова. Здесь фактор времени имеет колоссальное значение. В Германии временем прибытия скорой помощи считают четыре минуты (период клинической смерти), позже теряется смысл. Поэтому создание подобного центра ускорит приближение медицинской помощи к пациентам, особенно в экстремальных ситуациях. Для оснащения карет скорой помощи GPS-навигаторами понадобится 4-5 млн грн, но если создавать центр, то сумма удваивается.

ИНВЕСТОР НЕ БУДЕТ СТРОИТЬ ОТЕЛЬ РЯДОМ С ТУБСАНАТОРИЯМИ
– На какой стадии решение вопроса выноса противотуберкулезных санаториев за пределы ЮБК?
– Пока этот вопрос в стадии обсуждения. Он требует коллегиального решения и должен рассматриваться на уровне Министерства здравоохранения Украины, в подчинении которого и находятся данные санатории. Я считаю, что такое количество противотуберкулезных коек на ЮБК абсолютно нецелесообразно. Раньше санатории были рассчитаны на весь Советский Союз, сюда приезжали больные из Казахстана, Прибалтики, Молдавии и других стран. Для Украины же нужно другое количество коек. Поэтому на первом этапе нужно говорить о том, чтобы вывести больных туберкулезом из центра Ялты, Симеиза, Алупки. Это инвестиционно привлекательные регионы. О каком туберкулезе там можно говорить? Никто не будет строить пятизвездочный отель рядом с санаторием, в котором лечатся такие больные. Отмечу, что о закрытии освободившихся санаториев никто не говорит, просто их нужно перепрофилировать. Пусть они лучше несколько изменят свой профиль и займутся лечением хронической бронхолегочной патологии и бронхиальной астмы. Туберкулез нужно лечить в совершенно других местах. Для этого у нас есть горный санаторий «Долоссы» над Массандрой, рассчитанный на прием полтысячи пациентов, санаторий «Старый Крым» – полторы тысячи больных.

– Как сдержать цены на лекарства в аптечном бизнесе?
– Государство должно регулировать цены, вводить так называемое референтное ценообразование, о которых говорил Президент Украины Виктор Янукович. В ближайшее время заработает механизм государственного ограничения торговой наценки.

– С чем связана проверка правоохранительными органами института им. И. М. Сеченова?
– Многое, что говорилось об этом институте, было домыслами. Большинство маломощных корпусов НИИ уже давно приватизированы или сданы в аренду. Главное, что в пользовании института сохранены две основные базы: одна работает, вторую нужно ремонтировать. Ни одного метра земли из института Сеченова никуда не ушло, коллектив и научный потенциал сохранен. Вопрос о ликвидации не стоит. Говорить, что институт умер – глупо. Другое дело, что для его поддержки нужны серьезные финансовые вливания.

НЕ ПРОЩАЮ ПРЕДАТЕЛЬСТВА
– Вы доверяете людям?
– Я привык доверять, хотя с возрастом процент доверия немного поубавился.

– В Вашей жизни есть люди, которым бы вы при встрече никогда не подали руки?
– Раньше не было. Теперь появились. Не прощаю предательства.

– У вас больше друзей или врагов?
– У меня нет врагов. По крайней мере, я стараюсь жить так, чтобы их у меня не было. Главное – всегда оставаться человеком и не забывать заботиться об окружающих.

– Говорят, что мечты становятся реальностью, когда мысли превращаются в действия. О чем Вы мечтаете?
– Хочется, чтобы наши дети жили в достойном, демократическом и цивилизованном государстве. Я уже в таком возрасте, что, может быть, скоро стану дедушкой, поэтому очень важно, чтобы у последующих поколений была уверенность в завтрашнем дне. При этом нужно торопиться успеть реализовать намеченные планы, ведь время никого не щадит и универсального средства молодости пока никто не придумал.

 Виктор Лященко