Слабые духом не способны на создание сильного государства. Подлинный смысл этой истины наиболее остро воспринимаешь в День Победы.
Величие этого всенародного праздника, прежде всего, подчеркивает силу духа победителей в самой кровопролитной войне в истории человечества. Только сильные духом были способны перенести неимоверные тяготы военного лихолетья и сломать хребет, казалось, непобедимой нацистской армии. Ведь военная машина гитлеровской Германии тоже держалась на духе веры и преданности немецких солдат и офицеров нацистским идеалам превосходства арийской расы. Расы, которая якобы несла народам Европы освобождение от социальной несправедливости и национальной неполноценности.
Однако дух преданности родному Отечеству и идеалам братства народов, населявших огромную Страну Советов, оказался сильнее человеконенавистнической идеологии гитлеровского нацизма. Этот величайший урок всемирной истории останется на века, и каждый очередной День Победы всегда будет настоящим экзаменом для тех, кто способен усвоить его настоящий смысл и влияние для потомков. Увы, но такой экзамен способны сдать лишь сильные духом. И это очень хорошо показало празднование 69-й годовщины Великой Победы и 70-летия освобождения Крыма и города-героя Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
Празднование Дня Победы, к великому сожалению, наглядно продемонстрировало глубину настоящей пропасти, разделяющей нынешнюю Украину и Россию. Для многонациональной России этот праздник не только остаётся главным в ряду остальных, но его подлинная духовная ценность с каждым годом растет. В первую очередь потому, что у абсолютного большинства россиян растет понимание чрезвычайной важности чувства патриотизма для укрепления базовых основ российского государства. И самым ярким доказательством того вывода является возвращение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Без чувства подлинного патриотизма такое было бы невозможно. И это особо остро ощущаешь как раз в день празднования Великой Победы.
9 Мая стало мощным взрывом высвобождения энергии крымского патриотизма и его естественного соединения с патриотизмом российским. В это день мы вдруг осознали, что все годы проживания в независимой Украине абсолютное большинство крымчан лишь вынужденно приспосабливалось к ее исторически несостоятельным государственным ориентирам и размытым духовным ценностям. Только одни делали это совершенно искренне, а другие делали вид. Но когда пришел, как говорится, момент исторической истины, все это притворство вышло наружу и вылилось в те проценты голосов на Всекрымском референдуме 16 марта, которые позволили Президенту Российской Федерации выполнить волю жителей полуострова и города-героя Севастополя.
Поэтому рассуждения о массовом или немассовом предательстве крымчанами Украинского государства выглядят настолько жалкими и неубедительными, что дают повод всерьез усомниться в силе духа тех, кто занимается подобными измышлениями. Отношение к священной памяти погибших в Великой Отечественной войне является тестом на истинный патриотизм и нравственную силу духа для всех, кто искренне мечтал и старался выстроить такое государство. Замешанный на ненависти ко всему русскому так называемый украинский национал-патриотизм скорее напоминает национал-фанатизм, нежели глубокие патриотические чувства любви к Отечеству и желание защищать его до последней капли крови. На таком национал-фанатизме сильное государство выстроить невозможно. Что и произошло в современной Украине.
Искусственные попытки носителей «новой» киевской власти заменить георгиевские ленточки чужеродными красно-черными маками выглядят убого и воспринимаются наследниками настоящих фронтовиков как прямое оскорбление их памяти и надругательство над символами Великой Победы. Примечательно, что принявшие в Киеве участие в возложении венков к обелиску Славы ветераны не последовали примеру Турчинова и Яценюка. Как, впрочем, и Президент Леонид Кучма, и даже Виктор Ющенко. Можно не сомневаться, что красно-черные маки на лацканах пиджаков нынешних политиков не станут в Украине традицией праздника 9 мая до тех пор, пока будет жив хотя бы один наследник Великой Победы.
Слава Богу, они сегодня в Украине есть. И это продемонстрировали жители сотен украинских городов и сел, не побоявшихся выразить свою личную причастность к этой святой дате. Впервые в послевоенной истории они не побоялись отпраздновать День Победы в условиях фактически развязанной киевской хунтой гражданской войны. Еще каких-то десять лет тому назад такое не могло присниться и в страшном сне. Правда, если быть честным, то многим серьезным украинским политикам и аналитикам подобные перспективы виделись вполне реальными. О чем они не раз предупреждали украинское общество и взывали к лидерам многих мировых держав. Но все было напрасно.
Хотя как посмотреть и с какой стороны. В конце концов, ситуация в Украине развивается по американскому сценарию и их европейских сателлитов. Во всяком случае пока… И чем дальше страна погружается в этот сценарий, тем меньше остается шансов у ее жителей сохранить историческую память о подвиге своих отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны. Войны, которую нынешнее украинское руководство с маниакальным упорством пытается перелицевать во Вторую мировую, а наследников Великой Победы в презрительных «колорадов».
И все же нынешнее празднование 9 Мая более чем убедительно показало, что настоящая битва за Украину только начинается, а ее конечный исход будет зависеть от силы духа тех, кто считает себя достойными наследниками Великой Победы. Эта сила духа основана на добытой ценой невероятных человеческих жертв Победе над коричневой чумой фашизма и её нельзя подменить суррогатом из украинского националистического фанатизма и радикального национал-патриотизма. А подлинной гарантией этого выступает Россия, для которой преданность Великой Победе является лучшим доказательством ее исторической правоты.
Как бы там ни было, но войны исторической памяти при определенном стечении обстоятельств способны стать едва ли не самым решающим фактором в битве за Украину. Битве, которую ведут США и их союзники по НАТО против России. Поэтому мы просто не имеем права проиграть такую битву в угоду всем, кто хотел бы переписать историю Великой Победы в желательном для себя направлении. Именно с этих позиций нужно воспринимать развитие ситуации вокруг Крыма и на Юго-Востоке Украины. Эти территории выполняют на сегодня роль последнего плацдарма в защите нашей общей исторической памяти о Великой Победе.
В этом плане нынешний май принес нам немало подтверждений. Неслучайно они выпали на город-герой Одессу и город Мариуполь, которые имеют ключевое значение для будущих побед или поражений в битве за Украину. Наряду с Донецком, Славянском, Краматорском и Луганском. Как, впрочем, и другие города Юго-Востока. Развитие ситуации во всех этих городах в дни празднования майских праздников достигло наивысшей точки эмоционального накала, за которой последует либо победа, либо поражение. Увы, но люди не могут жить долго в таком высоком эмоциональном напряжении. Рано или поздно оно должно получить свою разрядку. Положительную или отрицательную.
Между прочим, из четырех городов-героев, доставшихся Украине от героического советского прошлого, только город-герой Киев стыдливо прячется в тени националистических символов, попутно предавая героическую память защитников и освободителей столицы Украины. Той столицы, которой привыкли поклоняться не только киевляне, но и миллионы жителей городов и сёл многонациональной советской страны. К счастью, город-герой Севастополь и город-герой Керчь обрели свою прежнюю привычную историческую приписку и вновь получают в полной мере те знаки признания, которых они заслуживают. А город-герой Одесса, несмотря на пережитый геноцид 2 мая, живет надеждой на возвращение в дружную семью городов-героев, имеющих надежную защиту Российской Федерации.
Прямой путь к реализации такой надежды лежит через референдум в Донецкой и Луганской областях, состоявшийся 11 мая. Главным препятствием к проведению этого референдума по замыслу новых украинских властей должен был стать страх. Именно нагнетание страха среди населения Юго-Востока является основным ресурсом киевской хунты по сохранению оставшихся после воссоединения Крыма с Россией территорий в составе единой унитарной и соборной Украины. Таким образом правящая хунта пытается преодолеть свой личный страх перед населением Юго-Востока. Населением, которое в ходе проведения получило возможность стать единым народом.
Что, собственно, и произошло. Ведь помимо общности территории народ объединяет, как известно, мощная энергия некоей единой идеи. Такой объединяющей для Юго-Востока идеей стала идея федерализации Украины. Это последнее, во что жители Донецкой и Луганской областей еще продолжают верить в своём желании жить в Украине. То есть в такой Украине, которая способна обеспечить равенство прав и возможностей всех территорий страны независимо от их исторической и этнической наследственности и определенной кем-то миссии в построении независимого украинского государства. Именно понятие «независимости» является здесь ключевым при толковании смыслов украинской государственности.
Население Донецкой и Луганской областей более чем убедительно продемонстрировали свой смысл сохранения украинского государства на принципах его федерализации. Число принявших участие в референдуме вновь подтвердило старое правило: чем сильнее стремление властей запугать людей, тем активнее они выражают свой протест против такой власти. Что и показало голосование в тех городах, которые в последнее время стали горячими точками Донбасса и Луганщины. Так, в Мариуполе выстроились много сот метровые очереди из желающих отдать свой голос за государственный суверенитет Донецкой Народной Республики. Это стало лучшим ответом за расстрелянных накануне референдума десятков ни в чем не повинных людей. Так страх превратился в мощную мотивацию жителей Донбасса выразить свою волю и протест против насилия и разгула украинских национал-радикалов. Теперь пусть испытывают страх те, для кого лозунг «Украина понад усэ» затмил чувства здравого смысла и способность адекватно реагировать на вызовы нового времени. Ведь на избирательные участки пришли простреленные киевской властью души. Увы, но на крик души эхо не отзывается. Властное эхо…
Можно, конечно, сколь угодно перевирать цифры явки на избирательные участки и без устали повторять о якобы не правовом характере этого «псевдореферендума». Как это делал, к примеру, в день референдума исполняющий обязанности министра юстиции правящей киевской хунты Павленко. Поздно. Это уже не имеет никакого значения для тех, кто не испугался и отдал свой голос за то, будущее, которое будет гарантировать личную безопасность каждому из принявших участие в референдуме. Ведь все они голосовали по праву совести, не подконтрольной любой власти.
У автора этих строк есть полное моральное право подтвердить и защитить эту мысль. Поскольку в Макеевке проживает моя родная сестра вместе с мужем-горняком и престарелой больной свекровью. В Донецке живет также ее дочь с мужем и двумя детьми. Все они приняли участие в референдуме, постояв в очереди перед избирательным участком. Для таких людей это были не просто очереди. Эти очереди стали актом всенародного единения против несправедливости нынешней власти и демонстрацией веры в собственную справедливость. Поколебать эту веру уже невозможно. А пан Павленко и ему подобные «министры-националисты» могут и дальше продолжать исполнять свои «псевдообязанности» перед так и несостоявшимся украинским государством-нацией. Не следует забывать, что референдумы проводятся в целях определения волеизъявления жителей на конкретной территории по волнующим их вопросам. В этом плане нет малейших сомнений в том, что прошедшие референдумы в полном объеме выполнили свои задачи. Массовое волеизъявление донетчан и луганчан отрицать бессмысленно. Отныне результаты этого референдума будут иметь принципиально иное влияние на дальнейшее развитие ситуации не только на Юго-Востоке страны, но и в целом во всей Украине. Вслед за Крымом Донбасс и Луганщина безвозвратно вышли из-под контроля тех, кто тупо и прямолинейно навязывал им свою националистическую волю.
Сделан едва ли не решающий шаг на пути к исторической реконструкции территорий под названием «Новороссия». Только в таком административном образовании можно восстановить тот баланс территорий, которые будут способны с одной стороны сохранить украинскую государственность, а с другой – обеспечить стратегическое равновесие государственных интересов России и Украины. Но только Украины не нынешней, а будущей. Кое-кому такой вывод покажется сегодня бредовым и преступным. Однако уже в обозримом будущем он способен обернуться суровой реальностью. Ведь другого пути для выхода из сложившегося тупика, увы, нет и уже, похоже, не будет.
Территория постсоветской Украины оказалась слишком обширной и разноликой для построения здесь суверенного государства-нации, которое бы по замыслу его «строителей» стало эффективным противовесом ненавистной «имперской» России. Время показало, что такая модель «независимой» Украины неприемлема не только для современной России, но и для подавляющего числа жителей Юго-Востока. Что и продемонстрировал прошедший здесь референдум.
При этом не следует упрощать возникшую ситуацию. Нужно четко понимать, что жителей Юго-Востока ждут очень непростые испытания. Реализация проекта «Новороссия» еще потребует немалых жертвоприношений и огромного напряжения воли всех без исключения жителей причастных к нему территорий. Только при таком отношении к своей судьбе можно рассчитывать на гарантированную помощь со стороны России. Следует постоянно помнить: слабые духом не способны на создание сильного государства. Остается лишь верить и надеяться, что на Юго-Востоке живут сильные духом люди.
Александр Форманчук