«Демократия - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения». Лучшей характеристики событий прошлой недели в Украине, чем эта формула демократии известного американского литератора Лоуренса Питера, найти невозможно.
Объявленная многотысячной народной толпой, «революция» в Киеве перешла в плоскость полного абсурда и политического тупика. Тупика, выхода из которого, на первый взгляд, не просматривается. Однако, чем дольше ситуация остается в таком взвешенном положении, тем выход из нее все ближе. В этом парадоксе как раз и кроется вся бессмысленность нынешней украинской «революции».
Для начала следует отметить, что само понятие «революции» в нынешнем украинском исполнении полностью утратило малейший здравый смысл. Прежде всего, потому, что ее организаторы и вдохновители лишили ее позитивной энергии движущих масс. Кроме свержения правящего на сегодня режима путем «всенародного гнева» она так и не сформулировала ни одной внятной и доступной широким слоям украинского сообщества цели. Все действительно свелось к охлократии в ее самых низменных и мерзких проявлениях. Опьяненная патологической ненавистью к Януковичу, Азарову и прочим носителям правящего режима, толпа требует выхода своей энергии разрушения через захват правительственных и прочих властных зданий. Дальше этого толпа идти не хочет и не готова. Ибо она не готова к созиданию. Ведь созидание – это не удел толпы.
А лидеры так называемой объединенной оппозиции готовы лишь на подталкивание толпы к свержению правящего режима, будучи абсолютно не готовыми взять на себя всю полноту ответственности за преодоление глубокого и системного кризиса украинской государственности. Даже не столько не готовыми, сколько не способными. Неспособными в силу узости своего политического кругозора и непонимания роли и места Украины в современном глобализированном мире. Оппозиция движима лишь ненавистью к правящему режиму. А ненависть, как известно, не может быть прочным строительным материалом эффективного государства. Так же как носителем такой ненависти не может быть весь народ. Толпа в Киеве – это еще не народ Украины. Даже если эта толпа изображает марш миллионов.
Наблюдая за тупым упрямством к выполнению требований киевского, львовского, тернопольского и ивано-франковского евромайданов, невольно вспоминаются слова Сенеки: чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. В этой связи полезно привести высказывание народного депутата Украины от Крыма Бориса Дейча: «на самом деле цинизм оппозиционных политиков том, что они передергивают факты, как игроки в «подкидного дурака» - карты, пытаясь оставить в дураках уже сегодня весь украинский народ». Борису Давыдовичу всегда удавались образные оценки критических ситуаций в Украине, которые не оставляли равнодушными не только крымчан.
Тема единства страны и народа в Украине вновь вышла на первый план и вызывает ожесточенные споры в обществе. И вновь эти споры поражают своим бессмысленным упрямством и полным отсутствием позитивного начала со стороны национал-патриотов. С упорством, достойным лучшего применения они стремятся навязать свое галицийское толкование украинской нации всем территориям Украины. И чем навязчивее они это делают, тем дальше мы отдаляемся от формирования единой политической нации. Это наглядно продемонстрировал нынешний евромайдан, который четко распределён по территориальному принципу. Оспорить это невозможно. А вот оболгать, оказывается, можно.
Жителей Юго-Востока национал-патриоты представляют как неких умственно неполноценных и безответственных перед украинским государством-нацией людей. Поэтому их всех поголовно записывают в сепаратисты и «пятую» колону ненавистного Кремля. А те сотни, которые в областных центрах Юго-Востока выходят в поддержку евромайдана, преподносятся в информационном пространстве страны как подлинные патриоты и носители единого государства-нации. При этом как-то умалчивается, что, как правило, это выходцы с Западной Украины. Хорошим примером этому является один из лидеров крымского евромайдана Андрей Щекун, переехавший в Крым из львовской области. Впрочем, и второй лидер – Сергей Ковальский – также из этого разряда.
Так что нынешний евромайдан – это еще один мощный удар по национальной идее, которую национал-патриоты упрямо навязывают всей Украине. Это не имеет ничего общего с подлинным курсом Украины на евроинтеграцию, который очень часто трактуется как цивилизационный выбор. С точки зрения понимания участниками евромайдана цивилизованных подходов к такому выбору, нынешняя ситуация в Украине противоречит логике здравого смысла. А вот с точки зрения противопоставления европейской и евразийской цивилизации нынешний евромайдан полностью вписывается в такую трактовку выбора Украины. Разумеется, под евразийской цивилизацией в первую очередь подразумевается русская цивилизация.
Кто бы и что бы сегодня ни говорил на евромайдане, но главным смыслом нынешнего «всенародного протеста» является эскалация протестных настроений по типу национально-освободительной революции. Освободительной – от России. Основным ядром такой войны считает себя националистическая партия «Свобода». Хотя главной движущей силой евромайдана на сегодня выступает студенчество, значительная часть которого отмежевывается от лидеров так называемой объединенной оппозиции. И все же нужно признать, что протестное студенчество идет в фарватере политических требований лидеров оппозиции. Не имея своей политической платформы, студенты вынуждены ориентироваться на лозунги оппозиции. И не только в Киеве.
Между тем студентам было бы полезно прислушаться к мнению авторитетных аналитиков и экспертов по поводу происходящего в Киеве. Если не своих и российских, то хотя бы западных. Так, известный немецкий политолог Александр Рар считает, что Президент Янукович поступил в национальных интересах, когда взял так называемую европаузу. В ходе ее нужно перезагрузить переговорный процесс о подписании Ассоциации Такая перезагрузка возможна при двух условиях: вынесении за скобки фактора Тимошенко и подключения к переговорному процессу России.
Похоже, что первое условие уже как бы молчаливо принято и фактор Юлии Тимошенко как-то незаметно исчез с повестки дня евромайдана. Тогда как основная борьба ныне разворачивается именно вокруг второго условия. Не случайно же «премьер» теневого правительства от оппозиции Сергей Соболев обозвал Александра Рара «кремлевским политологом», забыв о том, что тот является советником Канцлера Германии Ангелы Меркель.
Между тем в западной экспертной среде Александр Рар далеко не одинок в своих оценках сложившейся ситуации в Украине. Так, канадский политолог и политический обозреватель Райчел Марсден в своей статье утверждает, что революции против правительств по типу нынешней киевской не срабатывают без поддержки сверхдержав. Именно в этом утверждении кроется весь главный смысл происходящей в Украине драмы. Каждый день жизни евромайдана актуализирует самый острый и принципиальный для будущего украинской государственности вопрос: где та грань вмешательства в нынешнюю ситуацию в Украине сверхдержав? Главным образом в лице Евросоюза, США, России и Китая. И какие методы готовы использовать перечисленные сверхдержавы в своём влиянии на украинскую ситуацию в желательном для себя направлении?
Ответы на эти злободневные вопросы нужно искать не на евромайданах. Только взвешенная политика и осторожное маневрирование в этом глобальном квадрате нынешнего Президента Украины способно с одной стороны не допустить столкновения интересов Евросоюза, США, России и Китая на украинской тематике, а с другой – выжать из этих интересов сверхдержав максимум пользы для Украины в плане вывода ее на качественно новый уровень развития.
Поэтому Виктор Янукович как никто другой заинтересован в политической стабильности в стране и гражданском согласии между всеми основными территориями Украины. Но этого как раз нет и, похоже, не предвидится. Сбитое с толку борьбой оппозиции с правящим режимом Януковича значительная часть украинского общества оказывает беспрецедентное давление на Президента Украины, руководствуясь своими личными симпатиями и антипатиями по оси Запад-Восток. Запад представляют Евросоюз и США. Что почти одно и то же. Восток же презентуют Россия и Китай. Что далеко не одно и то же.
Нарастание глобального противоборства за перераспределение сфер влияния между Западом и Востоком поставило неокрепшую украинскую государственность в состояние критического выбора. Либо нынешнее руководство Украины вопреки майданным требованиям продолжит попытки перевести современное государство из объекта борьбы интересов сверхдержав в субъект международного права, либо пришедшее в результате свержения Президента Виктора Януковича другие руководители страны сдадут это государство на милость Евросоюзу и США. Естественно, на антироссийских условиях. В этом и заключается весь драматизм сложившейся ситуации.
Поэтому не следует удивляться тому, что поездка Виктора Януковича в Китай и подписанные там договоренности о более чем 10-миллиардных инвестициях не только не были поддержаны оппозицией и евромайданом, но даже были преданы их откровенным издевательствам. Хотя сами по себе украино-китайские договоренности могут найти практическую реализацию лишь при условии поддержки всего украинского общества. В том числе и крымского сообщества. Поскольку предусмотренное договоренностями с Китаем строительство глубоководного порта в районе Новофедоровки, что недалеко от Сак, наверняка будет предметом многочисленных политических спекуляций. В наших традициях всегда было сначала требование иностранных инвестиций, а когда они реально появляются – общество остервенело воюет с ними под видом отстаивания «подлинных национальных интересов».
Таким образом, сложившаяся на воскресенье 8 декабря ситуация в Киеве является более чем критической. Это проявление глубокого и системного кризиса нынешней модели украинской государственности. У каждого носителя этого кризиса своя правда. И правды эти находятся ныне в состоянии непримиримой войны. А самое мерзкое в этой войне, пожалуй, состоит в том, что в Украине нет на сегодня верховного арбитра, способного перевести энергию войны в энергию общенационального примирения. Оппозиция не хочет идти на такое примирение ни при каких обстоятельствах. Она выставила Виктору Януковичу ультиматум, от которого не собирается отступать. А то обращение Юлии Тимошенко, которое зачитала на евромайдане ее дочь Евгения, вообще не поддается комментариям. Ибо комментировать прямое подстрекательство к насильственному перевороту не прилично. Потому что это должны делать соответствующие органы.
Легитимность действиям оппозиции, направленным на свержение правящего режима, пытается придать европейская политическая элита. Она старается обеспечить эффект постоянного присутствия в Киеве «авторитетных» международных деятелей и политиков. Каждый день на евромайдане выступают министры и высокие еврочиновники, поддерживая «революционный» пыл собравшихся. А верхом такого цинизма стало выступление перед участниками евромайдана отвергнутого народом Грузии экс-президента Саакашвили. И никто не говорит о том, что это прямое вмешательство в дела суверенного государства. В том числе молчит и Министерство иностранных дел Украины.
Сегодня на евромайдане перемешалось все: наглый обман и откровенный подлог лидеров оппозиции, манипуляции политиков и политтехнологов, искренние надежды и разочарования студентов, наивность и доверчивость старшего поколения, провокации боевиков и разных политических маргиналов, воровство карманников и бывших уголовников, антисанитария и грязь. И все это организаторы евромайдана пытаются упаковать в понятие «благородного и справедливого народного гнева» под названием «революция».
В настоящее время диалог власти и оппозиции невозможен. Евромайдан страстно желает победоносной революции и слышать не хочет о каком-то диалоге с Януковичем. Все участники евромайдана болеют вирусом революции. Еще раз обратимся к канадскому политологу Райчел Марсден: «Тем не менее, это не революция (по крайней мере пока) и люди во всем мире по-видимому забыли, что же в действительности означает это слово. Создается впечатление, что как и многое другое, само название этого слова в наши дни настолько размыты, что утратили смысл.
Если вы причисляете себя к доморощенным революционерам, поучитесь революции у парня с постеров – Че Гевары. Он не сидел в подвале, изготавливая транспаранты с протестными лозунгами и прикидывая, как ему наладить доставку пиццы, пока он будет проводить дни в палатках на Уолл-стрит, в компании со своими приятелями.
Сегодняшние демонстранты (в каком бы уголке мира они ни появлялись), похоже, считают, что могут проворачивать свержение поддерживаемых сверхдержавами правительств в стиле Че так же легко, как кликнуть в Fasebook «лайк» на страничке под названием «Евромайдан» – как это сделали более 126 тысяч человек. Этого недостаточно даже для успеха голосования за отставку правительства и это демонстрируют нам события в Украине».
При всей поучительности этих слов на сегодня их слышать не хотят те, кто подстрекает много тысячную толпу к неправым действиям. Подтверждением этому стал снос памятника Ленину. Иначе как вандализмом в Европе это не называют, а у нас такое выдают как высшее проявление патриотизма. По этому поводу вспоминаются слова писателя Сергея Довлатова: «После коммунистов я больше всех ненавижу антикоммунистов».
Евромайдан настроен решительно и не намерен не расходиться до тех пор пока режим не будет повален. Правда, никто не знает, как этого добиться. Нынешний Киев – это классический пример наступления охлократии. Теперь все зависит от выдержки и хладнокровия Президента Украины. А также от того, насколько крепкими окажутся нервы у тех, кто не раз клялся ему в верности. Но больше всего выход из этой тупиковой ситуации будет зависеть от понимания личной ответственности за происходящее в стране каждым гражданином Украины. Пока этого не видно. Люди, которые против охлократии, ведут себя слишком робко. Тогда как уровень мотивации тех, готов к свержению правящего режима любыми средствами, зашкаливает.
Мы живем в условиях всеобщего психоза и беспрецедентной эскалации неуверенности в завтрашнем дне. В конечном счете все упирается в меру доверия тем, кто мог бы прийти на смену Януковичу. Увы, но таких нет. Во всяком случае, пока. Когда слышишь выступления Кличко, Яценюка и Тягнибока, то ничего кроме чувства досады и стыда не испытываешь.. Разумеется, речь идет о тех, кто не утратил способность мыслить критически.
Как бы там ни было, но следующая неделя может стать переломной. В ту или иную сторону. Страна не может жить по прихотям толпы. А власть просто обязана защитить не просто себя, а безопасность всех, кто этого хочет. А хотят этого наверняка все.
А вместо традиционного совета начинающему политику позволим себе напомнить слова французского президента Жоржа Клемансо: кто смолоду не был социалистом, в старости будет мерзавцем. Очень полезная формула, не правда ли?
Александр Форманчук