
Масштабная реформа здравоохранения, которая длится не первый год, затронула и скорую помощь. Основное новшество – это появление единого диспетчерского центра. Кроме того, закуплены новые автомобили, улучшилось обеспечение лекарствами, а с 2015 года за счет крымского бюджета врачи и фельдшеры скорой помощи будут получать надбавку. Вместе с руководителем службы экстренной медицинской помощи Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Крыма Геннадием Антонюком мы посетили станцию скорой помощи в Октябрьском Красногвардейского района, где и обсудили особенности работы скорой помощи.
– Геннадий Владимирович, в этом году планируется закупка новых автомобилей для скорой?
– В первом квартале ожидается получение 60 автомобилей скорой помощи на базе «Пежо Боксер». В крымском бюджете средства не предусмотрены, такие крупные покупки делаются за счет государственного бюджета.
– Действительно ли на машины скорой установлены системы GPS?
– Пока нет, но это в планах, так как это необходимо для создания диспетчерской службы. За счет средств республиканского бюджета сейчас идет ремонт помещения в Симферополе на территории 7-й горбольницы, где будет создана единая региональная оперативно-диспетчерская служба. За средства госбюджета будет закуплено оборудование. После этого телефонными компаниями будет произведена маршрутизация звонков 103. То есть любой человек, находящийся на территории Крыма, с любого оператора или стационарного телефона попадает в Симферополь, на диспетчера по приему вызовов. Тот регистрирует вызов и передает его на монитор диспетчера направления уже по месту вызова. Сейчас человек, если он звонит, к примеру, из Октябрьского, попадает сразу на станцию скорой в Октябрьском.Также мы провели работы по переоборудованию машин, заменили инструменты, поставили новые шины. Все эти меры направлены на улучшение обслуживания и обеспечение квалифицированной скорой помощи.
– Такая схема не будет усложнять работу скорой помощи?
– Будут свои плюсы и свои минусы. Но смысл в том, что в оперативно-диспетчерской службе будет стоять большой экран, где будут видны все автомобили – на карте в реальном времени. Это позволит направить бригаду, которая находится ближе к месту вызова. Это очень удобно. Ожидается, что система заработает во втором квартале этого года.
– Хватает ли персонала в скорой помощи?
– Врачей скорой помощи никогда не хватало, есть дефицит. На данный момент Крым укомплектован врачами только на 58%. Фельдшерами мы укомплектованы на 98%, водителями – на 100%. Скорая – это особые условия труда. Каждый вызов скорой помощи – это выезд в неизвестность. Бригада может попасть на буйного алкоголика, наркомана, у которого в кармане лежит пистолет. Работа непредсказуемая, люди реагируют по-разному. Например, если умер человек, одни родственники ведут себя нормально, а другие хватаются за топор.
– Может быть, медикам в таких случаях нужны средства защиты?
– Мы направили заявку о выделении финансирования на тревожные кнопки в машине. Благодаря тревожной кнопке вызов о нападении будет передаваться на диспетчера и пункт государственной службы охраны. По GPS госохрана будет знать, куда выезжать.
– Как часто происходят нападения на врачей скорой?
– Постоянно. Был случай нападения на бригаду скорой несколько дней назад в Ялте, в Симферополе – месяц назад. Тогда пьяный мужчина угрожал пистолетом сотрудникам скорой помощи.
– С какими проблемами сталкивается скорая помощь?
– Очень важная проблема в том, что медицинская служба взяла на себя обязанности службы вытрезвителей, которые относились к системе МВД. После закрытия вытрезвителей все эти функции выполняют бригады скорой помощи. Пьяные реагируют по-разному, как правило, начинают вести себя агрессивно. Из-за пьяных отвлекаются силы от реальных вызовов, поэтому мы подняли вопрос о том, что нужно возвращать службу медвытрезвителей. Тем более, сейчас не только пьяные, но и много наркоманов. Я считаю, что их не надо везти в приемный покой, куда нормальные люди пришли получить лечение.
– В чем особенности работы санавиации?
– У санавиации отличается оснащение – это не просто скорые, а реанимобили. Потребность в санавиации возникает ежедневно – до 10 выездов в день. В санавиции работают врачи высокой квалификации узкого профиля, такие как торакальные хирурги. Очень много выездов санавиации по нейрохирургии. Кроме того, такие бригады участвуют в медицинском обеспечении мероприятий с участием руководителей стран, например, международных саммитов. Ведь некоторые руководители государств уже в возрасте, и были случаи, когда оказывалась медпомощь лидерам других государств.
– Нужны ли в санавиации вертолеты и самолеты?
– Раньше действительно была авиация. Но сейчас вертолетов и самолетов нет, и на самом деле в них нет смысла. Одно дело Тюменская область, которая имеет размер с три Франции, а Крым не такой уж большой. Опять же, у нас не так много аэропортов, мест для нормального взлета или посадки. На автомобиле получается так же по времени или даже быстрее. Так что для Крыма это неактуально.
– Какие сейчас нормативы доезда скорой?
– Норматив известный: 10 минут в городе, 20 минут в селе. Но в реальности это невозможно сделать. Допустим, на Октябрьской подстанции самое дальнее село находится за 40 км, а вы видели, какие здесь дороги. В соседнем селе Широкое все перекрыто искусственными заграждениями и шлагбаумами, и медикам приходится идти пешком. А бывает, что поступает сразу три вызова. Тогда на первый успели, а на остальные – уже нет. Поэтому получаются накладки, всегда есть жалобы, и я считаю, что это нормально. У нас есть горячая линия по Крыму – (0652) 54-64-16. Но лучше звонить не только с жалобами, но и с пожеланиями, благодарностями. Можно написать нам письмо или обратиться в онлайн-приемную на сайте 103.crimea.ua.
– Бывают ли жалобы, что нет бензина?
– До реформирования скорой помощи такое было, сейчас нет. Бензин есть всегда, он финансируется из крымского бюджета.
Марина Резникова