ЮРИЙ КОМОВ: Молокоперерабатывающая промышленность страны под угрозой уничтожения

Недавно Министерство АПК Украины вынесло на обсуждение общественности проект правительственного постановления, согласно которому, молокозаводам страны могут запретить использовать продукт, купленный у населения, из-за несоответствия европейским стандартам.
Чем может обернуться для отечественного производителя такой запрет, какова перспектива развития в Крыму фермерских рынков прямых продаж и многие  другие вопросы корреспондент Крымского информационного агентства обсудил с вице-президентом Ассоциации фермеров и землевладельцев Крыма ЮРИЕМ КОМОВЫМ.

– В Кабминовском проекте постановления «Об утверждении технического регламента производства сырого молока и управления качеством и безопасностью» предлагается обязать перерабатывающие предприятия использовать только молоко высшего и 1-го сорта. Чем, на Ваш взгляд, может обернуться для фермеров и предприятий принятие такого постановления?

– Введение новых стандартов грозит уничтожением основных производителей молока (частных подворий, ЛПХ и др.), остановкой большинства молокозаводов, ростом импорта в Украину низкокачественного сырья и готовых молочных продуктов, как качественных и дорогих (Литва, Латвия, Эстония и Беларусь), так и эрзац-продуктов из стран третьего мира.
Мелкие товаропроизводители не в силах соответствовать нормам, которые прописаны в названом постановлении, в частности, поставлять переработчику молоко только класса экстра, высшего и 1-го сортов. Это в существующих сегодня санитарных условиях и при соответствующем техническом оснащении практически невозможно.

– Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

– В случае вступления в силу этого постановления необходимо также принять закон, регламентирующий условия переходного периода адаптации к международным стандартам качества молочных продуктов.
Кроме того, необходимо выделение целевых государственных беспроцентных возвратных кредитов на срок не менее 3–5 лет для производителей всех уровней. При этом средства должны выделяться исключительно для технического перевооружения молочно-товарных ферм.
В частности, стажируясь за границей, члены АФЗК видели, что кормление и дойка коров производится в разных специально оборудованных помещениях. Дойка производится исключительно доильными аппаратами. Молоко из вымени коровы, пройдя предварительный экспресс-анализ, сортируется и поступает через молокопроводы в накопители из нержавеющей стали. После чего сортированное по классности молоко охлаждается. Обслуживающий персонал немногочислен, спецодежда подходит больше космонавтам, чем селянину. При этом все автоматизировано: один робот за смену обслуживает более 100 коров. Переработчик каждое утро забирает молоко и по факту покупки выплачивает его стоимость в соответствии с качественными показателями.
У нас же крестьяне по 4–7 месяцев ждут оплаты от переработчиков молока. Только по Красногвардейскому району задолженность «Крыммолока» превышает 500 тыс грн, а по Крыму, вероятно, это уже миллионные долги.
Сможет ли главный переработчик крымского молока получать молочное сырье из-за рубежа в виде долгосрочного беспроцентного товарного кредита, как это делается сейчас в Крыму да, пожалуй, в большинстве регионов Украины? Нет! А это значит, нам грозит полное банкротство отечественного производителя молочной продукции. В лучшем случае их за бесценок выкупят зарубежные переработчики для производства молочных заменителей.

– Вы же понимаете, что для Украины внедрение подобных технологий пока – из области фантастики…

– Тогда нужно готовиться к тому, что введение новых стандартов без переходного периода и государственной поддержки уничтожит молочное животноводство как отрасль и ликвидирует молокоперерабатывающую  промышленность Украины.

– Юрий Федорович, фермеры и предприятия в такой ситуации должны как-то отстаивать свои права: устраивать митинги, акции протеста, как-то лоббировать интересы в органах власти?

– Мы и раньше не молчали. Месяца полтора назад выходили под стены Верховной Рады Украины и в виде театрализованного представления показывали, что ждет страну в случае продолжения необдуманных действий властей. Тогда мы наглядно демонстрировали «четвертование» украинского фермера руками силовых структур под присмотром олигархов. Акция была вызвана началом массовых рейдерских захватов сельхозхозяйств некими коммерческими структурами.
Например, на тот момент по стране АФЗУ зафиксировало более 1500 случаев сомнительных уголовных дел, возбужденных против частных землевладельцев. В республике есть случай попытки рейдерского захвата хозяйства в Сакском районе. Кроме того, СБУ и Прокуратура Крыма пыталась завести уголовные дела на якобы «нецелевое» использование бюджетных средств Украинского государственного фонда поддержки крестьянских фермерских хозяйств аграриями Первомайского и Симферопольского районов.
Вторая причина проведения акции – требование к парламентариям принять Закон «О внесении изменений к отдельным Законам Украины о деятельности с/х обслуживающих Законов Украины». Данный документ позволил бы интенсивнее развиваться сельхозкооперации, значительно уменьшить себестоимость продукции, уйти от посредников при ее реализации, успешно конкурировать с зарубежными производителями.
Третья причина – защитить малых сельхозпроизводителей. Ведь сегодня государственные дотации получают в основном крупнотоварные хозяйства, владельцы которых лоббируют свои интересы в парламенте страны. В то же время мелкотоварный и средний сельхозпроизводители не имеют выхода ни к оборотным средствам, ни к рынкам сбыта.

– Усугубляет ситуацию и засилье в Украине импортной продукции…

– Действительно, это касается и мяса, и овощей, и фруктов. В частности, польская свинина и аргентинская буйволятина, выращенная на ГМО-технологиях, приводит не только к сокращению поголовья свиней и крупного рогатого скота внутри страны, но и создает угрозу здоровью нации, так как данные технологии до сих пор вызывают сомнения у ученых.

– Проблема украинских сельхозпроизводителей – в отсутствии возможности продавать продукцию без посредников. Как решается данный вопрос в Крыму?

– Крым – первый регион Украины, в котором третий год реализуется пилотный проект по созданию фермерских рынков прямых продаж.
Несомненно, нужно расширение оптовой торговли. Сегодня она монополизирована одним оптовым рынком «Привоз» в Симферополе на кабальных для производителя условиях. Однако этого, как вы понимаете, недостаточно. Дать людям альтернативу пытаются  власти Феодосии. Там каждую субботу крымские сельхозпроизводители могут бесплатно торговать на частном рынке «Полтавский». Кроме того, третий год развивается легальный оптовый рынок в селе Садовое Нижнегорского района. Здесь объединились 29 малых производителей овощей закрытого и открытого грунта. Сюда уже знают дорогу крупные оптовики из Днепропетровска и Донецка. Однако непомерный земельный налог, бесконтрольная стихийная торговля на трассе, отсутствие холодильников на территории местного рынка мешают развитию цивилизованной оптовой торговли.

– В том случае, если от государства реальной помощи ждать не приходится, быть может, необходимо привлекать зарубежных спонсоров?

– Есть и такие примеры. Программа развития ООН в лице ее крымского представительства ПРИК ПРООН уже финансировала развитие оптового рынка обслуживающим сельхозкооперативом села Садовое.
Появился на горизонте и европейский спонсор, который намерен инвестировать создание трех новых оптовых рынков в Крыму. Упорство сакчан и нижнегорцев вознаграждено, они и красногвардейцы могут получить инвестиции ЕС от 3 до 4 млн евро. И, на мой взгляд, это серьезная заслуга правительства автономии, негосударственных организаций, органов местного самоуправления и госадминистраций. Однако, принятие «точечных» мер на местах все же не решает многочисленных проблем отечественного сельхозпроизводителя.

Подготовила Юлия Суконкина