Защитники симферопольского старинного здания заявляют о продолжении борьбы за наследие Арендта. Владельцы говорят о рейдерском захвате и пиар-кампании одного из экс-депутатов
Очередной виток в запутанном деле, связанном со строением на ул. Карла Маркса, 25, касается решения Окружного административного суда АРК, которое отменяет историко-архитектурный статус этого здания. Именно статус дает защиту постройке XIX века, его не так давно узаконило Министерство культуры Украины. Однако 25 ноября прошлого года Окружной административный суд АРК принял решение в пользу владельца - фонда «Крым», который собирается возвести на этом месте девятиэтажное здание крымскотатарского музея искусств. Продолжится история уже в апелляционном суде Севастополя. Первое заседание состоится 27 января. В ожидание суда «редакция» выслушала обе стороны.
ИСТЕЦ: НА ОБМАНЕ НИЧЕГО НЕ ПОСТРОИШЬ
Казалось бы, ситуация очевидна: в симферопольском центре уже исчезло столько исторических зданий, что потерять еще одно было бы преступлением. Но все не так просто. Директор благотворительного фонда «Крым» Риза Шевкиев, который и обратился с иском в Окружной административный суд АРК, говорит, что за всей этой историей стоят вовсе не защитники культурного наследия.
Когда мы начали готовить процесс выкупа этого места, - рассказывает Риза-ага, - мы его сначала арендовали два года, к нам пришел человек и предложил два миллиона долларов, чтобы мы отказались от этого объекта. Ну, мы ему отказали, даже не интересова-лась такая активная кампания. Это организовал экс-депутат Верховного Совета (Шевкиев назвал его фамилию, но мы решили ее не указывать. - Ред.) , мы это все знаем, это его пиар-кампания, я могу похвалить его за это - удачно. Но на обмане и лжи ничего не построишь.
Риза Шевкиев напомнил, что дом на ул. Карла Маркса, 25, город передал Рескомна- цу под музей крымскотатарского искусства в 90-х годах. Тогда же выселили людей из восьми квартир и начали разбирать это здание.
- Они стали разбирать крышу, стены, - продолжает Риза-ага, - потому что тогда еще было принято решение, что здание не годится для реставрации. И тогда нигде не было ни слова об исторической ценности. Потом в Рескомнаце кончились деньги, и дом висел просто так. Когда мы нашли спонсоров и удостоверились, что нам окажут помощь в строительстве этого музея, мы обратились в Фонд имущества, чтобы объект передали нам. «Крым» выкупил здание в 2009 году и с этого времени вложил в проект 500 тысяч долларов, включая отселение людей, что жили в общем дворе, который прилегает к двухэтажному зданию со стороны улицы Карла Либкнехта. Именно там, по словам Ризы Шевкиева, находится и дом, где на самом деле жили Арендты, там даже табличка была.
ОТВЕТЧИК: У НАС ВСЕ ЗАКОННО
Из постановления Окружного административного суда АРК узнаем, что в качестве ответчиков, чьи действия оспаривает благотворительный фонд «Крым», выступают Реском по охране культурного наследия АРК и Министерство культуры Украины. В министерстве, по словам Лидии Михайловой, пресс- секретаря Общества защиты и сохранения культурного наследия, решением крымского суда ошарашены. Там удивлены, как результаты местной экспертизы, что дом не подлежит восстановлению, могут отменить решение экспертного совета Минкульта.
- Мы не ожидали такого решения суда, потому что Минкульт дал очень аргументированные ответы. У них целый юридический отдел. Они настолько были уверены в решении суда, что даже лично не приехали. Самый главный аргумент Министерства культуры Украины в том,что техническая экспертиза может оценить техническое состояние дома, но не его историко-архитектурную ценность. И решение о постановке этого памятника на учет было принято экспертным советом министерства культуры Украины. По закону оспорено это решение не было.
Кроме того, Лидия Михайлова объяснила: суд посчитал, что процедура присвоения историко-культурного статуса дому по ул. Карла Маркса, 25, была проведена с нарушением. Не соглашаясь с такой позицией, она рассуждает:
- Давайте возьмем такой вариант. Даже если предположить, что в какой-то мелочи была нарушена процедура. И что, это уже памятник архитектуры? И почему-то ведущие архитекторы из экспертного совета считают, что его можно восстановить, а какие-то наши эксперты считают, что нет. Должна быть независимая киевская экспертиза, мы будем на этом настаивать.
на фото: 17 января. Симферополь. Часть здания на ул. Карла Маркса, 25, снятая из-за забора со стороны ул. Карла Либкнехта.
Из постановления Окружного административного суда АРК от 25.11.2013 (дело №801/8845/13-а)
Выводы комплексной судебной строительно-техничной экспертизы №134 от 8.11.2013: техническое состояние объекта недвижимой собственности поул. Карла Маркса, 25, г. Симферополь «не пригодное» (размер физического износа - 87%); почти все конструкционные элементы здания находятся в разрушенном состоянии, а те, что есть в наличии (остатки стен и фундаментов) - в аварийном состоянии; элементы архитектурного оформления (карнизы, панно) на этом здании являются типичными, их уникальность отсутствует и они находятся в аварийном состоянии, требуя полной замены.
Открытое письмо в «редакцию»
«Я хочу через ваше издание обратиться к председателю фонда «Крым» и предложить ему объединить усилия в благородном деле спасения памятника архитектуры, каковым без сомнения является главное здание усадьбы Арендтов-Ребец по ул. Карла Маркса 25. Уважаемый Риза Февзитович Шевкиев вряд ли заинтересован в том, чтобы войти в историю в качестве разрушителя культурного наследия. Я хотела бы, чтобы он посмотрел на фото здания в Кракове, это фото сделал мой друг во время своей поездки по Европе, это здание в куда более разрушенном, чем дом Арендтов, состоянии, и однако оно законсервировано, покрыто специальными составами, предотвращающими его дальнейшее разрушение. Мы открыты для сотрудничества, и думаю, что, объединив усилия, мы могли бы найти решение, которое бы устроило всех - и отреставрировать здание, и обеспечить нашему городу культурный центр, зачинщиком которого является БФ «Крым», и удовлетворить бизнес-интересы собственника.
С уважением, пресс-секретарь ОО «Общество защиты и сохранения культурного наследия», Лидия Михайлова».