Корреспондент «Газеты» воспользовалась услугами мастеров бытового обслуживания. Оказалось, это не только очень дорого, но и не гарантирует качества
«Точим, паяем, вещи починяем!» - с таким, как бы мы сегодня сказали, слоганом бродили еще лет 40-50 назад по улицам городов и сел мастера на все руки. Потом всех этих умельцев объединили в Домах быта, где можно было за относительно небольшие деньги починить будильник или забарахливший телевизор, сшить обновку к празднику или сменить молнию на сапогах... Дома быта канули в Лету вместе с советской властью, а бытовые проблемы остались.
С одной из них, на мой взгляд, пустяковой, я столкнулась прошлым летом, когда купила босоножки за 30 гривен, но, как сразу предупредил продавец, со скользкой подошвой. Надо набить набойки, решила я и отправилась на поиски обувной мастерской.
Оказалось, после закрытия большинства Домов быта мастерские разного назначения нашли приют, как правило, на рынках или в подвалах и полуподвалах зданий.
- 70 гривен за пару набоек, - огорошил меня мастер в первой же мастерской.
В два с лишним раза дороже стоимости обувки! Я бросилась искать других сапожников, но везде расценки были примерно такие же. Потом один мастер посоветовал мне походить в босоножках пару месяцев, мол, проблема уйдет сама собой - подошвы сотрутся.
- Или сбегайте на Ай-Петри и обратно, - пошутил он.
- Если руки-ноги останутся целы, - мрачновато отшутилась я и отправила босоножки до лучших времен в дальний угол шкафа, где обнаружилось демисезонное длинное пальто.
Единственным его недостатком был черный цвет, притягивавший к себе, как пылесос, светлые ворсинки со всей округи, отчего пальто приобрело расцветку «соль с перцем» и казалось преждевременно поседевшим.
- Надо отправить пальто в химчистку, пока его не съела моль, - сказала я сама себе и понесла увесистый сверток в белую будочку, хозяйка которой обещала справиться с любой проблемой «в один момент».
Правда, «один момент» обернулся 10 днями и 144 гривнами, но я надеялась, что любимое пальто того стоило. Каково же было мое изумление, когда, получив вещь из чистки, я обнаружила пальто в первозданном виде. Пытаясь найти разницу между «до» и «после», невольно воскликнула:
- А его вообще-то чистили?
И после утвердительного кивка приемщицы пожалела: «Так и я могла почистить дома - и бесплатно!» Приемщица взяла пальто на повторную чистку, а я отправилась - была не была! - менять «молнию» на куртке.
В швейных мастерских тоже «порадовали»: от 60 до 80 гривен плюс стоимость новой «молнии» (всего ремонт тянул чуть ли не на треть от стоимости куртки).
«Дешевле купить швейную машинку и пройти курсы кройки и шитья!» - подумала я и начала искать телевизионного мастера: из- за скачков напряжения в сети накрылся телевизор. После долгих поисков (хорошего мастера оказалось найти не так-то просто) телевизор отремонтировали, а мой кошелек полегчал на 150 гривен(и это только за визит, хотя поломка оказалась незначительной, запчасти не понадобились).
А я вспоминала, как во время работы в Италии купила на свою первую зарплату в 1000 евро (такова, кстати, и средняя пенсия в Италии) босоножки за 18 евро. Когда их подошва «запросила каши», а итальянский caLzinaio оценил ремонт в 7 евро, я купила в ближайшем супермаркете суперклей за 1 евро и все сделала сама. В этих шлепках хожу до сих пор. Телевизионный мастер сеньор Бруно в той же Италии взял с моей хозяйки за визит 50 евро. В Lavasecco ( букв. «сухая стирка» - тамошняя химчистка) привести впорядок юбку или пиджак стоит 5 евро (при средней пенсии, напомню, в 1000 евро). Пару штор там же погладили за 10 евро (экономные итальянские хозяйки платят нашим девчатам за час глажки белья 5 евро!), а итальянский цирюльник подстрижет вас за 15-20 евро.
- И как же мы здесь выживаем при наших-то пенсиях и расценках?! - чисто риторически воскликнула я. Единственный выход - перейти на самообслуживание: научиться ставить набойки, ремонтировать «молнии»... Но, подумав, все равно отправилась на поиски мастерской по ремонту перегоревшего утюга.
Валентина Симонова