Эдисон показал миру первую лампочку, а Конан Дойль познакомил с Шерлоком Холмсом
В новогодние дни все наши мысли сосредоточены на празднике: обычная жизнь словно бы ненадолго останавливается, все повседневные дела и заботы уходят в сторону. На самом деле это, конечно, не так: и 31 декабря, и 1 января в мире происходило и происходит множество никак не связанных с Новым годом, но очень важных событий.
ДА БУДЕТ СВЕТ! ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
31 декабря 1879 года Томас Эдисон впервые продемонстрировал придуманную им электрическую лампу накаливания - одно из величайших изобретений XIX века. Эдисон отличался невероятным трудолюбием, работал по 16-17 часов в сутки, не считаясь с выходными или праздниками. Когда он вел поиски подходящего материала для нити накаливания электрической лампы, перебрал около 6 тысяч образцов. В результате в 1879 году Эдисон запатентовал лампу с платиновой нитью, но в 1880-м вернулся к угольному волокну (с которым экспериментировал ранее) и создал лампу со временем работы 40 часов. Несмотря на столь непродолжительный срок службы, его лампы уже тогда стали вытеснять газовое освещение. Кстати, одновременно с лампой практичный Эдисон' изобрел еще и бытовой поворотный выключатель.
ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!
1 января 1887 года был напечатан «Этюд багровых тонах» - повесть Артура Конан Дойля, в которой впервые появился Шерлок Холмс. Первое издание книги проиллюстрировал отец писателя Чарльз Дойль. На русском языке повесть впервые опубликована в 1898 году под названием «Поздняя месть (уголовный роман Дойля)». С тех пор сделано более 10 переводов, публиковавшихся под названиями «Красным по белому», «Красное по белому»,«Багровый след»,«Мормоны в Лондоне» (оригинальное название повести A Study in Scarlet). В целом похождениям зна менитого сыщика посвящены 56 рассказов и 4 повести писателя; последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», вышел в 1927 году. Шерлок Холмс сразу обрел массу поклонников, но его создатель, как ни странно, не был этому рад: Конан Дойль считал главными своими произведениями исторические романы, и его раздражало, что читатели предпочитают этой серьезной литературе детективы, легкое чтиво.
ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!
1 января 1968 на Центральном телевидении СССР впервые вышла в эфир программа «Время». До этого были «Телевизионные новости» с небольшим хронометражем и еженедельное обозрение «Эстафета новостей». Самая первая заставка программы «Время», существовавшая до 1970 года, была черно-белой (как и сама передача), и в ней еще не использовалась знаменитая музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!» (она тоже появилась в 1970-м). А вот привычная всем мелодия прогноза погоды («Манчестер - Ливерпуль» в исполнении оркестра Франка Пурселя) появилась сразу.
БЫСТРЕЕ ЗВУКА
30 декабря 1968 года свой первый испытательный полет совершил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. С пассажирами на борту он впервые поднялся в небо 1 ноября 1977 года на маршруте Москва - Алма-Ата. Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный самолет билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. Самым продолжительным беспосадочным регулярным рейсом Ту-144 был маршрут Москва - Хабаровск протяженностью 6250 км. Однако всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для этого послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д в испытательном полете 23 мая 1978. Кроме того, самолет оказался нерентабельным: билеты на сверхзвуковой рейс всегда распродавались полностью, но это даже частично не покрывало огромных эксплуатационных трат, связанных с большим расходом топлива и сложным обслуживанием. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса, из них 55 пассажирских. Самолет производили на Воронежском заводе №64. К моменту отказа от эксплуатации построили 16 самолетов Ту- 144 (постройка еще четырех так и не была закончена)
ПОДРУЖЕНЬКА СТАЛЬНАЯ, ПОЛУТОРКА МОЯ
1 января 1932 года начал свою работу Нижегородский (к концу года он вслед за городом был переименован в Горьковский) автомобильный завод имени В. М. Молотова. И 29 января с его конвейера уже сошел первый автомобиль - НАЗ-АА (ГАЗ-АА), знаменитая полуторка: такое название появилось потому, что грузоподъемность машины составляла 1,5 т. Изначально полуторка представляла собой лицензионную копию американского грузовика форд модели АА образца 1929 года: первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford Motor, с которой СССР заключил соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. К концу года завод выпускал уже по 60 полуторок в сутки - вот что значит хороший новогодний старт! 17 апреля 1935 года с конвейера сошел стотысячный автомобиль - это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей. Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку фирмы на протяжении еще 5 лет после пуска завода.
НОВЫМ КОСМИЧЕСКИМ ТЕЛОМ!
1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в Палермской астрономической обсерватории открыл первый в мире астероид - Цереру (сейчас науке известны миллионы астероидов). Пиацци первоначально думал, что увидел новую комету, но позднее оказалось, что это не комета, а доселе неизвестное астрономам космическое тело. Телу дали определение «астероид», в переводе с греческого - «звездоподобный»: в телескопы того времени астероиды были видны как звезды, их выдавало только быстрое движение по небесной сфере. Сейчас Церера считается карликовой планетой (ее диаметр 950 км).
фото galileo-tv.ru