Таможня взяток не берет!

Наш постоянный корреспондент, побывавший на заработках в Италии, возвратился домой. И очень удивился, пересекая границу

Законопослушные граждане лег­ко преодолеют рубеж таможни. А вот для заробитчан это серьезное препятствие. Лично я оказалась в свое время на территории Италии в «ящике». Это когда тебя с двад­цатью такими же нелегалами уса­живают на дно трейлера, закрыва­ют досками, сверху грузят ящики с бутылками (судя по звукам) и так перевозят через границу. Через два года работы кландестином (так в Италии называют рабочих без до­кументов) хозяева оформили мне вид на жительство (permesso), и я спокойно пересекала с ним грани­цы Евросоюза и Украины.

МОЕ ПЕРМЕССО ОКАЗАЛОСЬ ПРОСРОЧЕНО

Пермессо необходимо продле­вать раз в два года, предоставляя справку о налогах и договор с ра­ботодателем. Поэтому, когда позво­нила из Италии знакомая и предло­жила подменить ее на время отпу­ска, я сразу предупредила: мое пермессо действительно только до ноября, к тому времени она должна вернуться. Так я оказалась на Сар­динии в качестве горничной у мест­ной миллионерши.

Знакомая никак не могла ре­шить свои проблемы, просила по­работать еще и еще... К ее возвра­щению мое пермессо было про­срочено: я работала без договора - миллионерша экономила на уплате налогов, поэтому продлить документ я не могла. И была мо­рально готова (после консультаций с теми, кто не раз пересекал грани­цу, в том числе и без документов) к проблемам на двух таможнях, ита­льянской и украинской. В реально­сти меня ожидали сюрпризы, ни­кем не предусмотренные!

Отъезд на родину «бусом» (ми­ни-автобусом, великое множество которых снует по всей Европе, пе­ревозя мигрантов, товары и посыл­ки из Украины и обратно) исключен, потому что просроченные докумен­ты однозначно влекут за собой санкции на внутренних границах Евросоюза - от солидного штрафа до штампа о депортации в загран­паспорте лет на пять!

Остается только самолет. Песси­мисты предрекали, что в аэропор­ту на таможне в Риме сделают за­прос по компьютеру и выяснят, что я работала нелегально. Потом - оштрафовать, а то и забрать все деньги, заработанные незаконно! И как же перевезти еврики? Мож­но отправить почтой, но там требу­ют документы и берут 25 евро за тысячу. Еще один вариант - с во­дителем «буса», в конверте с адре­сом. Но придется заплатить по 30 евро, и нет гарантии, что получишь свои денежки, а не разноцветные фантики. В общем, повезла всю сумму с собой в ... ( не буду уточ­нять где).

У ИТАЛЬЯНЦЕВ ТОЖЕ БЫВАЮТ РЕЙДЫ

Оптимисты считали, что на итальян­ской границе только рады будут из­бавиться от одного из миллионов ми­грантов, ставших головной болью терпимых к иностранцам итальянцев. Поэтому выпустят меня без проблем!

А вот насчет украинской границы, опять-таки на основании практики, и пессимисты, и оптимисты сходи­лись в одном: следует дать «бараш­ка в бумажке», чтобы избежать от­ метки в загранпаспорте о наруше­нии визового режима - 10-20 евро в паспорт!

«Я мзду не беру, мне за державу обидно!» - эту знаменитую фразу та­моженника Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» я постоянно повторяла, пакуя вещи перед отъез­дом. Есть ли достойные потомки Ве­рещагина в наше время? В междуна­родных рейтингах Украина занимает «почетное» место в верхних строч­ках самых коррумпированных стран мира. Честно говоря, я ни разу не да­вала взятку: ни при поступлении в педучилище, в университет, ни во время учебы, при устройстве на работу. Коробка конфет врачу или бу­тылка коньяка при оформлении пен­сии не считается, обычная человече­ская благодарность! А вот наблюдать наблюдала, когда в годы заробитчанства возвращалась домой «бусом», в том числе и на дорогах Европы.

Один раз попали на рейд, прово­димый итальянцами: дорожная поли­ция остановила «бус» уже у границы, отправила на штрафплощадку, где было уже десятка два молдавских, болгарских и румынских машин. Во­круг толпились телевизионщики с ка­мерами, карабинеры, какие-то чины в форме, придрались к перевесу маши­ны и забрали у всех водителей пра­ва! Мы простояли сутки на украин­ской границе (выехать из Италии разрешили), пока не подвезли дубли­каты прав. А умные водители, как по­том донесло шоферское радио, подо­ждали, пока проверяльщики и журна­листы разъедутся, и за полторы-две тысячи евро выкупили свои!

ЗАБЕРИТЕ, НАМ НЕ НАДО

Мне предстояло влиться в строй­ные ряды взяткодателей! Букваль­но за неделю до того возвращались домой две крымчанки, работавшие в Италии нелегально, и на, скажем так, украинской таможне вложили в загранпаспорта по 20 евро - и ни­каких проблем!

На паспортном контроле в ита­льянском аэропорту им. Леонардо да Винчи молодой итальянец взял мой загранпаспорт с пермессо. Сра­зу углядел, что документ просрочен, и спросил: «Пермессо продлевае­те?» - и очень удивился, когда я под­твердила, что не хочу больше рабо­тать в Италии и возвращаюсь в Укра­ину. Тогда итальянец попросту ото­брал у меня ламинированный пря­моугольничек, заявив на мое робкое, как же пересечь украинскую грани­цу: «Это наш, итальянский документ, он вам больше не нужен». Такого по­ворота никто из моих коллег-кон- сультантов не предусмотрел!

Так что перед родной границей я оказалось без всякой защиты: кто же мне теперь поверит, что я рабо­тала в Италии легально. Пермессо я не могла предъявить, а визовой от­метки в паспорте не было. В общем, перелет прошел в терзаниях.

И вот самолет благополучно при­землился на родине, и пассажиры выстроились к стеклянным будочкам. Впереди у соседнего окошка стояла знакомая, и я видела, как она подала таможеннику паспорт. Тот, открыв до­кумент, одним движение выдвинул из него денежную бумажку в сторону моей знакомой. «Ну, все пропало, - промелькнуло у меня в голове, - сей­час поставит депортацию или пове­дет на досмотр». В это время, посту­чав по клавишам компьютера, тамо­женник закрыл паспорт, и она про­шла дальше, к выходу. Подошла моя очередь, и все повторилось: открыл паспорт, выдвинул купюру в моем на­правлении, закрыл - и я свободна! Я не верила своему счастью!

Этому не могли поверить и знако­мые, оставшиеся в Италии: вернули деньги и пропустили через границу без всяких последствий? Поэтому утром, когда мы ждали поезд в Крым, начался шквал звонков: «Не­ужели не взяли денег?!» И я с гордо­стью за родную державу отвечала: «Таможня взяток не берет!»

Валентина Симонова

ЦИФРЫ

4 тыс. грн. не взял старший оперуполномоченный Болградского райодела милиции у гражданина, который попался на хра­нении трех кустов конопли и двух ко­робок марихуаны. В ноябре 2013 года подозреваемый, вызванный в мили­цию на допрос, принес эту сумму и по­пытался вручить «с глазу на глаз», но добился лишь того, что к одной уголов­ной статье получил вторую.

50 долларов отказались принять харьковские по­граничники на пункте контроля «Купянск-Узловой» 6 ноября этого года. Взятку предлагал гражданин Узбеки­стана, в чьих документах оказались поддельные отметки о пересечении границы. Нарушителя сняли с поезда и передали правоохранителям.

$1 млн. 300 тыс. Таким было «вознаграждение», от ко­торого в марте отказался Константин Васюта, высокопоставленный сотруд­ник технического надзора ГИБДД Мо­сквы. Взятку ему предлагали за по­мощь в легализации крупной партии контрабандных грузовиков. Сообщив об этом начальству, Васюта получил благодарность и премию, равную 3 ты­сячам долларов.