«Зло нельзя транслировать в мир даже в кукольном виде»

Людмила Рестенко - главный художник крымского театра кукол, которому исполнилось 75 лет, - рассказала «Газете», как делают игрушечных «артистов»
 

Заслуженный художник АРК Люд­мила Рестенко 17 лет занимает должность главного художника Крымского театра кукол. Но «игра­ет в куклы» всю жизнь - с тех пор как окончила сначала Одесское художественное училище, а затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Имен­но она придумывает кукольный мир - как самих «героев», так и декорации, где они будут оживать. Что это будет за кукла? На ниточ­ках, петрушечная или тростевая? Из глины, металла или мягких материалов? Без особого чутья не создать неповторимую сказочную атмосферу, в которую захочется поверить.

В кабинете у художника, как и по­ложено, творческий беспорядок. Среди всякой всячины выделяется кукла с печальным лицом. Ярко-ры­жие кудряшки, воздушное платье под старину, а за спиной - легкие крылышки.

 - Это коллекционная кукла - «Ан­гел осени» (она недавно выставля­лась в Симферопольском художе­ственном музее наряду с другими декоративными изделиями крымских мастеров. - Авт.). Я сделала ее в тяжелый для нас период - когда за­болел Борис Азаров (директор и ху­дожественный руководитель театра, скончался в феврале этого года. - Авт.), поэтому она получилась груст­ная, хотя это все же светлая грусть. Будет целая серия, которую я хочу сделать просто для себя, - поясня­ет Людмила Николаевна. - Сейчас планирую доделать «зиму» - обожаю это время года. Конечно, в отличие от театральных, рабочих кукол эта не требует спешки: я прорабатываю каждую деталь, вылепливаю каждый пальчик, фантазирую, какими будут глаза, волосы, платье, и, знаете, будто погружаюсь в уютный мирок. Совершенно не устаю от работы. Правда, «Ангела» уже надо починить - дети на выставке ей колечко ско­вырнули и ручку сломали, когда тро­гали... Такую куклу, конечно, следует хранить под стеклянным колпаком или в шкафу.

 - Похоже, ваша профессия - это сплошной позитив?

 - Ищешь вдохновение повсюду - в эпохах, образах, даже фразах... В творческой сфере должны царить любовь, фантазия. И куклы должны излучать только позитив, даже отри­цательные персонажи не могут быть настолько страшными, чтобы испугать ребенка. Зло нельзя транслировать в мир ни в каком виде (Людмила Ни­колаевна резко против современных игрушек и мультипликации, которые несут в себе символику смерти, ав­тор поинтересовался. - Авт.). Потом нужно продумать детали, начиная с того, какой материал использовать при изготовлении кукол, и заканчи­вая общим видением сценического воплощения. Ну а дальше по моим эскизам начинают работать мастера художественного цеха.
 

 - Создавая сказки для детей, нужно в какой-то степени само­му быть ребенком?

 - Душа художника должна оста­ваться детской, молодой, иначе ни­чего не получится, даже не будет интересно что-то делать. У нас в те­атре все люди другие, не бытовые, что ли... Те, кто вдруг решает уйти, потом все равно возвращаются. А есть такие, у кого единственная за­пись в трудовой книжке. Например. Георгий Николаевич Мартьянов (за­служенный артист АРК, работает в театре кукол с 1954 года. - Авт.), на­стоящий рыцарь сцены.

Дети какого возраста бо­лее восторженно воспринимают происходящее на сцене (спек­такли рассчитаны на детей 4, 6, 9 и 12 лет, также есть поста­новки для молодежи и взрос­лых. - Авт.)?

 - Более восторженно - самые ма­ленькие, они даже кричат, стараясь помочь героям. Дети постарше вос­принимают сказки не только эмоци­ями, они уже внимательно слушают, думают. Многие плачут - например, после «Каштанки». А взрослые часто уходят со слезами, посмотрев рождественскую мистерию «Бык, Осел и Звезда».

Технологии изготовления ку­кол изменились? Появилось что- то новое?

 - Чем традиционнее изготовление, тем ценнее этот процесс. Возьми­те мировые театры: китайский - это марионетка и теневой театр, сици- лианский - тяжелая кукла из дере­ва, которая двигается на тростях, перчаточные куклы... Все эти виды остались. Пожалуй, что-то новое за последние 50 лет - это планшетные куклы, то есть когда актеры не спря­таны за ширмой. Просто молодежь тоже хочет играть наравне с куклами и выходит на сцену.  В нашем театре задействуют­ся все типы кукол (репертуар на­считывает около 30 спектаклей. - Авт.), кроме теневых: там нужна специальная аппаратура (световой экран), приобрести которую мы по­ка не можем. Изменились разве что материалы: где-то дерево заменено пенопластом, вместо натуральной кожи - искусственная. Это облегча­ет куклу, делает ее долговечной и не такой дорогостоящей.

Сколько лет самой старой ку­кле в вашем театре?

 - Некоторым уже по 25 лет ис­полнилось. Театральная кукла - это рабочая лошадка, она должна и 100, и 200 спектаклей выдержать. Мы с куклами бережно обходимся, храним в чехлах, в ящиках - это их домики. По мере необходимости чиним, реставрируем. А со вре­менем их приходится «отправлять на пенсию». Нам бы музей! Что­бы родители с детьми могли и на спектакле побывать, и послушать историю этих кукол, рассмотреть их, потрогать...

По поводу игры актеров «в открытую». У вас это частая практика?

 - Да, актеры «прячутся» все мень­ше, это такой современный подход. Они могут быть и полноправными героями на сцене, и некими отстра­ненными персонажами. Это как ре­жиссер задумает. Бывает, актеры присутствуют на сцене, они видны зрителю, но при этом одеты в такие специфические костюмы, что вос­принимаются как абстрактные фигу­ры, а куклы словно двигаются сами. Самое главное, чтобы артист любил куклу, наделял ее характером, чув­ствами. Ведь именно он ее оживля­ет - художник только придумывает.

Я смотрю, вы к Новому году что-то готовите (в кабинете, где мы общаемся, за соседним сто­лом мастерит диковинных птиц- снеговиков художник-постановщик театра, заслуженный работник культуры АРК Светлана Сафроно­ва. - Авт.)...

 - Это для оформления фойе. Мы каждый год делаем новую ново­годнюю программу - зритель у нас один и тот же. На праздники пока­жем сказки «Ежик друг медвежонка». «Морозко», «Снежная королева». «Серебряное копытце» и другие. А премьеры ожидаются в следующем году.

Людмила Николаевна, а у вас в детстве была любимая кукла?

 - Конечно. Плюшевые мишки, ко­торые помогали заснуть, наверня­ка, были у каждого. А любимую ку­клу мама привезла мне из Прибал­тики, она была такая дизайнерская, резко отличалась от традиционных пупсов. Может, поэтому никому не нравилась. Я называла ее Муриска, поскольку туловищем она походила на муравья, а на голове у нее тор­чал хвостик, как у редиски. Очень жалко, что кукла не сохранилась: мы переезжали, и родители остави­ли ее в старой квартире... Моя дочь, кстати, коллекционирует кукол - у нее дома маленький музей.

Каким бы вы хотели видеть театр кукол лет через 50?

 - Хорошо, конечно, чтобы появи­лись театры световые, чтобы там двигались голограммные персонажи, и все это в 3D... Но это будет совсем другой театр. А театру кукол уже ты­сячу лет. В Керчи вон нашли керами­ческих марионеток, которые сохра­нились до нашего времени (на горе Митридат археологи обнаружили фрагменты терракотовых статуэток и марионеток III-I вв. до н. э. - Авт.). Кто хочет, может в керченском музее посмотреть. Так что пускай театр ку­кол остается традиционным. Хотя но­вая аппаратура не помешает: нажал кнопку - и залил сцену светом...

Не называйте их кукольниками

Почему творческая труппа не любит, когда зрители называют Театр кукол (это правильный вари­ант) Кукольным театром?

Кукольный - это из серии игрушечности. Кукольный до­мик, кукольные отношения... - объясняет Людмила Рестен­ко. - К нам это не относится. На первом месте должен быть театр. К тому же Крымский театр кукол - один из старейших (в этом году он празднует 75 лет) и лучших в Украине. Это доказано многочисленными наградами за участие в театральных фестивалях.

Кристина Безумнова

Фото Светланы Борисовской
 

на фото: 6 декабря, главный художник Крымского театра кукол Людмила Рестенко со своей авторской куклой «Ангел осе­ни». Такая в спектаклях играть не может - слишком хрупкая.