- Все мы свидетели резкого разворота руководства страны в вопросе евроинтеграции. Он вызвал бурное неприятие оппозиции, ее электората. Вы много лет в политике, и для наших читателей важна ваша оценка происходящего.
- Б. Д.: О причинах, по-моему, подробно рассказали Премьер-министр Николай Азаров и Президент Украины Виктор Янукович. Уверен, что для людей думающих, искренне болеющих за судьбу страны не на словах, а на деле, ясно, что принятое непростое решение продиктовано, прежде всего, желанием не допустить закрытия десятков и сотен предприятий, остановки целых отраслей.
- Но у всех, фактически, один вопрос - почему разворот произошел в последний момент? Почему нельзя было предвидеть заранее тот негатив, который несет в себе подписание договора об ассоциации?
- Б. Д.: Во-первых, не разворот, а перенесение подписания. А это, согласитесь, разные вещи. Во-вторых, сам факт того, что это произошло в последний момент, говорит о том, насколько серьезным и непредвиденным оказался фактор экономических потерь на российском направлении. О том, что он оказался недостаточно просчитанным, открыто сказал Премьер-министр Украины Н. Азаров. Ведь, подписав совсем недавно договор с Россией о свободной торговле в рамках СНГ, мы справедливо полагали, что аналогичный договор с Евросоюзом не только дополнит экономические возможности Украины, но и никоим образом не помешает нашей торговле с Россией.
Но, как говорится, «не так сталося, як гадалося». Руководство России заняло жесткую позицию, подразумевающую применение защиты своих интересов в виде отмены всех преференций, которые мы имели в рамках договора о свободной торговле. Можно принимать или критиковать занятую руководством России позицию, но оно именно так видит возможность отстаивать свои национальные интересы. И это их законное право.
Наше право и задача - твердо отстаивать свои национальные интересы. И в этом случае, получив недвусмысленный категоричный сигнал о возможных решениях со стороны России, нашему руководству пришлось решать, наверное, одну из самых сложных политических задач за время независимости Украины. В случае подписания договора об ассоциации можно получить позитивные оценки западных политиков и политические дивиденды со стороны оппозиционного электората. При этом закрыть глаза на обвал промышленного производства, остановку предприятий и целых отраслей.
Судя по риторике наших оппозиционных лидеров, они именно так бы и поступили. Потому, что красивые популистские жесты и картинка в телевизоре для них важнее глубинных процессов, затрагивающих каждую семью и страну в целом.
Потому, что желание поскорее дорваться до власти, судя по всему, настолько ослепило их, что они не видят и не хотят видеть, что провозглашаемые ими решения ставят страну на грань экономического краха.
Именно поэтому Президент Украины, принимая непростое, тяжелое для себя решение, сделал выбор не в пользу предполагаемых в далеком будущем, а реальных, конкретных и осязаемых интересов страны в настоящем.
Сохранив при этом перспективный диалог с Европой. Сделав такой выбор, Виктор Федорович показал и доказал, что он мыслит и поступает не как временщик, пекущийся о своей политической карьере, а как государственный деятель с большой буквы.
- Абсолютное большинство крымчан поддерживает решение руководства страны. Но оппозиция нагнетает обстановку, подталкивая людей на массовые протесты. Чем эти действия грозят стране? Не приведут ли они к массовым беспорядкам и противостоянию в обществе?
- Б. Д.: Да, могут привести, если оппозиция и ее лидеры будут продолжать свои безответственные действия и призывы. Если будут продолжать оболванивать население в том, что украинцы после подписания в Вильнюсе договора смогут без виз ездить в Европу, в том, что будут получать европейские пенсии и зарплаты.
Ведь многие из тех, кто вышел на протестные акции, искренне верят в эти байки. К сожалению, пропаганда того, что они получат эти блага в случае подписания вильнюсского соглашения, не получила никакого разъяснения о реальных или мнимых последствиях для страны и жизни наших граждан.
Они часто даже не подозревают, что нас пытаются поставить в один «ассоциированный» ряд с десятком стран Африки и Латинской Америки.
Они часто даже не догадываются, что наша южная соседка Турция более 30 лет в ассоциации с Европейским союзом, стучится в его двери, и, в конце концов, практически потеряла уже всякий интерес к решению этого вопроса.
Они не знают, что президент Литвы, так активно агитирующая нас за подписание этого договора, совсем недавно в Ялте жаловалась, что Евросоюз, членом которого является Литва, не реагирует и не помогает ее стране в непростых торговых отношениях с Россией.
Им никто не объяснил, что завтра, после подписания договора, к нам не приедут немецкие врачи со своим оборудованием, чтобы лечить наших граждан, не приедет шведский прокурор, бельгийский судья или английский полицейский, чтобы реформировать нашу судебную и правоохранительную систему.
Именно о том, что европейскую Украину необходимо строить самим и здесь, и сказал в своем выступлении Президент. Для всех очевидно, что добиться этой цели будет непросто. Для этого необходимо иметь не только желание, но и чувство собственного достоинства и гордости за свой народ и за свою страну. Именно такое чувство достоинства и продемонстрировал в эти дни наш Президент.
А как можно расценить желание оппозиции голосовать за любой законопроект, лишь бы это способствовало скорейшему заключению договора? То есть им все равно, какой закон будет принят, как он будет работать, принесет стране пользу или вред, и все это для того, чтобы прогнуться перед западными политиками, продемонстрировав им «евроинтеграци- онную несгибаемость».
Все свои призывы о срочной необходимости подписать договор оппозиция аргументирует необходимостью реализации в стране европейских ценностей. Как они понимают эти ценности, нам продемонстрировали при попытке штурма Кабинета министров Украины, захвате здания Киевской городской государственной администрации.
Наверное, после этого не стоит удивляться и ответу девушки с майдана. На вопрос корреспондента: «Что вы будете делать, если Янукович не подпишет договор?», - она радостно ответила: «Будем делать революцию».
Абсолютно понятно, что в ее голове делать революцию - это продолжать веселую тусовку с друзьями, песнями и танцами. И та легкость и наивность, с которой она это произносит, свидетельствует о том, что слово «революция» для нее ассоциируется с праздником, а не с сотней тысяч жертв Французской революции и миллионов в России
Обучаясь на платной основе за счет родителей, или за счет государственного бюджета, судя по всему, она даже не задумывается о том, что революция
это не только праздник жизни, но и, не дай бог, боль, разруха и кровь. Очень надеюсь, что благоразумие украинского народа не допустит крайностей, но ведь результатом подобной революционности может стать и обвал экономики, который разорит ее семью и опустошит бюджет. Как следствие, эта счастливая, наивная «революционерка» и тысячи ее друзей-студентов могут оказаться за бортом высшего образования и без всяких перспектив в жизни.
Понятно, что ни она, ни ее друзья на площади об этом не думают, и в их возрасте это вполне естественно. Но об этом обязаны думать те, кто толкает этих детей на протестные акции, прикрываясь ими и прикрывая свои циничные интересы.
Действуя часто как профессиональные провокаторы, они должны отдавать себе отчет о мере своей ответственности и перед этими детьми, и перед страной за возможное трагическое развитие событий. Но я уверен, что Президент Украины Виктор Янукович, Партия регионов не позволят посеять хаос, не позволят потому, что за нами миллионы наших избирателей и сторонников, а здравомыслящих граждан в стране большинство.
Петр Николенко
фото Светланы Борисовской