С подобной инициативой выступает Ассоциация автомобильных перевозчиков Крыма. Инициаторы говорят, что призывают пойти на этот шаг в четвертый раз за последние несколько лет. Аргумент один: действующий сегодня тариф – 22 копеек за пассажиро/километр – не покрывает расходы перевозчиков. Несколько месяцев назад они просили повысить тариф до 26 копеек за пасс./км.
Были даже сделаны расчеты по методике Министерства инфраструктуры Украины, и Минэкономики признало экономически обоснованным тариф в 25 копеек за один пасс./км. Но дальше расчетов дело не пошло, пояснил «КИА» Николай Дискин, президент ассоциации.
– Расчетный тариф закладывался при рентабельности 10%, но дело в том, что этой рентабельности, даже если бы тариф был 25 коп., мы бы не получили, – говорит Дискин. – Ведь государство практически не компенсирует затраты на перевозку льготных категорий граждан, хотя обязано это делать в соответствии с законом об автотранспорте. Там же четко сказано: перевозчик не имеет права отказать в проезде льготнику – и это соблюдается строго, за этим все следят. В расчетной методике нет такой статьи расходов, как «недокомпенсация провоза льготников». А в реале такие расходы есть, и они поставили перевозчиков в непростое положение. Прибавьте к этому не соответствующий себестоимости тариф, и получаем катастрофическую ситуацию: перевозчики не в состоянии купить нормальные запчасти, ГСМ берут в кредит. Если бы закон соблюдался, никаких проблем не было, и не было бы необходимости в нашем разговоре с вами.
Сегодня автоперевозчики просят поднять тариф уже до 30 коп. за пасс./км. Ко всем имеющимся проблемам Николай Дискин добавляет и ужесточение требований к подвижному составу, к его комфортности и доступности людям с ограниченными возможностями. «Задач море, а денег – капля», – говорит президент ассоциации. Но добавляет: если бы повысили тариф до 30 копеек, то года на два можно было бы забыть о повышении тарифов.
– Мы обратились с открытым письмом, после этого я разговаривал с главой Рескома... Все все понимают, посмотрим, что дальше, – говорит Дискин. – Если поднимут до 30 копеек, то цена билета вырастет незначительно. Я сомневаюсь, что дадут 30 копеек. Мы считали, когда просили тариф в 26 копеек, что в направлении Симферополь – Ялта увеличение проезда было бы где-то на 3,5 грн. Если бы тариф повысили, не привлекая шума, никто бы и не заметил, это были бы копеечные дела.
Одни только слухи о возможном повышении тарифов, пусть даже и копеечном, естественно, вызывают у пассажиров бурю возмущения: за комфорт платить – это одно, но почему пассажир, который платит за проезд, должен еще платить за льготные категории и за нерентабельность каких-то маршрутов где-то в сельской местности?
В Республиканском комитете по транспорту и связи инициативу автопревозчиков пока не комментируют.
Фото auto.tsn.ua