В украинском театре состоялась премьера довольно откровенной пьесы – эдакого творческого эксперимента. Отзывы в основном положительные.
В Крымском академическом украинском музыкальном театре прошла премьера трагикомедии «Между небом и землей». Режиссер Владимир Косов еще на этапе подготовки спектакля определился, что его потенциальный зритель не должен быть моложе 18 лет: слишком много пикантностей. Казалось бы, название наталкивает на мысли о высоких материях... Ну да. Одну из главных ролей в этой постановке исполняет Ангел – куда уж выше? А то, что в какой-то момент Ангела неожиданно хватает за интимное место весьма экстравагантная дамочка, которая одной ногой в раю, – это намек на «приземленность» наших интересов и желаний.
Автор Игорь Афанасьев задумал эту пьесу как стеб над «вечно улыбающимися американцами». Уж кто-кто, а он знаком с этой нацией (все-таки 15 лет прожил в США), которая «живет в свое удовольствие» и, даже разменяв энный десяток лет, никак не может выйти из «состояния младенчества».
Вот и главные героини – актрисы – показаны эдакими заигравшимися дурочками. Что «бабушка американского кино», как охарактеризовал ее в одном из интервью сам драматург, Джулия Собертс (Ольга Котляренко), что ее младшая сестра – «силиконовая блондинка» Синтия (заслуженная артистка АРК Лилия Егорочкина), что юная племянница Мими (Мария Юсупова) – существа, конечно, очень милые, но до безобразия капризные и похотливые.
Варясь в соку экранных страстей, дамочки не замечают, какое «кино» творится в их собственном доме: 35-летний благоверный Джулии Питер (Николай Герман), оказывается, не такой уж и верный – мутит со всеми сразу! И правда никогда не всплыла бы наружу, если бы не... авария. Все три звезды попадают в «прихожую» рая, где встречают Ангела в облике своего обожаемого Питера. Вспоминается анекдот про поручика Ржевского – «и тут такой разврат начался»...
Вообще жанр спектакля – трагикомедия. То есть через смех зритель должен прийти к сочувствию героиням: они хоть и нажили миллионы, но счастье так и не обрели. И с головой на почве секса «раздружились» окончательно. Однако жалости к ним не испытываешь. Не хватает пьесе какой-то действительно искренней горечи, которая могла бы растрогать публику и по-другому взглянуть на весь этот «порочный Голливуд». Драматургия и впрямь слабовата.
Впрочем, режиссер Владимир Косов не скрывает: «Между небом и землей» – не более чем эксперимент, творческий выплеск, чтобы проверить реакцию зрителей. Этот спектакль не претендует стать лицом репертуара. В то же время, по его словам, отзывы они получили в основном положительные (первый показ состоялся в Керчи, два последующих – в Симферополе):
– Конечно, пьеса провокационная, эпатажная, и не всем она пришлась по вкусу, но ведь это хорошо, когда есть полярные мнения. Театр должен говорить с публикой на разные темы. Актерам этот материал понравился, работали мы слаженно. На мой взгляд, прекрасно раскрылся в обеих ролях Коля Герман – он и пластичен, и обаятелен, и жанр чувствует.
М-да, Ангел в исполнении Коли, который любит слушать Depeche Mode (музыку специально подбирали современную, узнаваемую) и подумывает сменить «место прописки», то бишь, спуститься с небес на землю и вкусить все земные радости, – это что-то. А вот самому Косову досталась эпизодическая роль реаниматора – такого себе махрового циника, черного юмориста, падкого на «голливудские сиськи» (между прочим, наиболее популярное слово в спектакле).
В общем, «не порно, но задорно». С середины второго акта начинаешь фантазировать, чем же закончится эта история. Кстати, симферопольцы с пьесой уже знакомы: в 2007 году ее ставила на сцене Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Оксана Дмитриева, которая сейчас работает в Харькове. Видевшие спектакль хвалят его за европейский уровень, символизм, тонкую специфическую музыку...
В случае украинского театра в первую очередь стоит похвалить работу художника по костюмам Генриетты Петкевич: яркие, блестящие наряды актрис удачно сочетались с их «гламурной» профессией (да что там – с образом жизни!) и просто радовали глаз.
...Красивые, богатые и... глупые женщины. Какое-то неестественное соединение. Словно драматургом или режиссером пропущена какая-то деталь... А может, это я ее пропустила?.. Может, следующий зритель окажется более внимательным?
Фото из архива театра