Четыре минуты - и Азия в Европе

Открывшийся в Турции тоннель «Мармарай» позволит в перспективе создать новый межконтинентальный железнодорожный путь

Итак, 29 октября, в день 90-летней годовщины турецкой революции, официально открылся один из самых амбициозных инфраструктурных проектов современности - тоннель «Мармарай», соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула.

Подводные секции «Мар- марая» уложены в специально прорытый на дне пролива Босфор желоб на глубине 60 метров. Что делает этот участок тоннеля самым глубоким в мире из строящихся по такой технологии. При этом проектировщики заверяют. что прочность секций и их соединений позволяет выдержать землетрясение магнитудой 9,0 по шкале Рихтера. Что особенно актуально: в непосредственной близости от тоннеля проходит Се- веро-Анатолийский разлом, который, по мнению сейсмологов, в ближайшие десятилетия может спровоцировать сильное землетрясение.

Строительство тоннеля началось в 2004 году и должно было закончиться еще в 2008-м. Но этому помешал «археологический форс- мажор» в виде найденного проходчиками византийского порта. Где, кроме останков свыше 30 средневековых кораблей, были также обнаружены останки поселения первых земледельцев в этом регионе, возраст которого археологи оценивают в более чем семь тысяч лет.

Вообще проект в первую очередь призван решить проблему пробок в турецкой столице: двух мостов над Босфором для мегаполиса с населением около 14 млн. человек (с учетом пригородов) стало недостаточно. Кстати, в этом году приступили к возведению третьего.

Но масштаб проекта выходит далеко за границы Турции. Когда его окончательно завершат в следующем году, «Мармарай» присоединится к железнодорожному пути, который сейчас ведут из Турции в Азербайджан через Грузию, и тем самым свяжет Стамбул и Баку. А это, в свою очередь, должно, по планам турецкого руководства, стать ключевым элементом транспортного паззла протяженностью в тысячи километров между Европой и Центральной Азией. «Железный шелковый путь», как его уже называют, может позволить соединить Лондон с Пекином, став альтернативой и прямым конкурентом Транссибирской магистрали. Впрочем, это пока все же еще перспективные планы.

Как это нередко бывает, не обошлось и без досадных казусов: в первые же сутки работы «Мармарая» там отключилось электричество. Поезда в тоннеле, естественно, остановились, и пассажиры были вынуждены идти по нему пешком. Проблему, правда, весьма оперативно устранили, но впечатление от торжества момента было подпорчено.

А тем временем турецкое правительство вынашивает новые грандиозные планы Один из них строительство канала, который «напару» с Босфором будет соединять Черное и Мраморное моря.

Тоннель «Мармарай» в цифрах и фактах

Название тоннеля - производное от турецких слов «Marmara» (Мраморное море) и «ray» (рельс).

Стоимость проекта - $5 млрд.

Общая протяженность -13.6 км, длина подводной части - 1,4 км.

Глубина залегания тоннеля под Босфором - 59,6 м (55 метров ниже уровня моря и 4.6 - ниже морского грунта). Тоннель под проливом состоит из 11-ти секций длиной 130 м и весом до 18 000 тонн каждая.

Ежедневный пассажиропоток - 1,2 млн. человек.

Цена проезда по тоннелю с одного берега на другой - $1, по выходным - бесплатно.

Всего-то

540км

составляет расстояние от мыса Сарыч, самой южной точки Крыма и Украины, до «Мармарая».


источник фото: ria.ru