Что лучше: мыть машины в пруду или остаться без пруда?

Родники всегда помогали людям выживать в безводном крыму. «редакция» отправилась в село Родниковое после жалобы местных жителей: действительно ли в охранной зоне источника устроили автомойку 

Село расположено в 12 кило­метрах от крымской столицы и имеет говорящее название: здесь есть родник Тобе-Чокрак, вокруг которого сотни лет назад поселились люди. В краевед­ческом справочнике XIX века его назвали «оазисом окрест­ности». Зато сейчас впору име­новать местной автомойкой. В безводном Степном Крыму к родникам испокон веков от­носились с особым трепетом - они помогали выжить. Такое ощущение, что сегодня мы, обзаведясь водопроводными сетями, уже и думать забыли о настоящих источниках жизни. Тобе-Чокрак - не исключение, а подтверждение этого.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД. ЛЮДСКОЙ

На первый взгляд, все вы­глядит не так драматично. Местные торговки фруктами и овощами, примостившие­ся с краю довольно большой старой площадки, говорят, что лично у них претензий к автомобилистам нет, и удив­ляются, что кто-то жалуется (автор принесла письмо лич­но, но отказалась предста­виться). Да, останавливаются шоферы часто, набирают во­ду в роднике, некоторые моют машины. То, что это делается в охранной зоне родника, жи­тельницы Родникового даже не подозревают.
- Водители приезжают сюда, но чтобы загрязняли, никогда в жизни не видели,- почти хором твердят они.

- Наоборот, берут водичку, водичка чистенькая у нас. Приходят крестить, молятся, умываются. Есть, правда, и несознательные: тут водичку берут, а за угол ходят нужду справлять. Указатель нуж­но поставить, что туалет там есть. Здесь когда-то красиво было, фонтанчик, маленький рыночек. Мы бы и за место платили, если бы облагороди­ли. Если бы сельсовет взялся. Вот пруд был чистый, а сейчас зарос.

Место действительно жи­вописное, удачно спланиро­ванное с учетом природных особенностей. Недаром здесь останавливаются туристы, когда едут в Евпаторию. Род­ник вытекает из выложен­ной камнем стеночки, сверху которой установлена икона Божьей Матери, высеченная на гранитной плите. Рядом - деревянная скульптура той же тематики, металлический крест, два маленьких домика под лампадки, клумба с цве­тами и елью в центре. 

Немного в стороне высится бетонная конструкция совет­ских времен, изображающая украинку в веночке, которая протягивает руку в сторону пруда - его наполняет То- бе-Чокрак. Именно за этой «бетонкой» прячутся те, кому нужно « до ветру» и до лампа­ды освященное место. Убогий туалет находится примерно в 200 метрах от родника на бе­регу пруда и тоже в охранной зоне.


НА ВТОРОЙ ВЗГЛЯД. МНЕНИЕ РУКОВОДСТВА

Петр Михальчевский руко­водит Родниковским сельсо­ветом, который объединяет 5 сел, более 20 лет. Он жи­вет здесь с 1968 года и тоже помнит, как выглядело место вокруг родника в советские времена. Рядом с площад­кой, где паркуются машины, было кафе райпотребсоюза. Его сожгли в «бандитские времена», и развалины до сих пор высятся неприглядным памятником девяностым. По словам Петра Степановича, сельсовет и пытается благо­устроить это место, однако есть несколько «но».

- Сам родничок - в гра­ницах села, а вот площадка возле дороги - за границами, - утверждает Петр Михаль- чевский. - Тем не менее мы стараемся поддерживать по­рядок. Были желающие взять территорию в аренду. Но как только начинаются арендные отношения, начинаются кон­фликты с местным населе­нием - туда не зайди, это не делай. И мы решили никому в аренду его не давать. И водо­ем тоже.

Когда мы рассказали о встрече с головой одной из местных жительниц она воз­мутилась:Это он вам лапшу на уши ве­шает. Как это род­ник селу принадле­жит, а участок нет? Мусор же убирают. Раньше стояли навесы, место было очень популяр­ное. А тут хотя бы траву вы­косили. Нет хозяина...

Но глава сельсовета счи­тает, что все не так плохо. В 2011 году шефство над род­ником с окружающей терри­торией взяла община церкви Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая находится в Родниковом.

- Сельсовет тогда нашел 2700 гривен, чтобы почи­стить водоем, - объясняет Петр Степанович, - до этого восстанавливали фонтанчи­ки-бюветы, но их тут же снес­ли. И крест пытались снести, одну из двух бетонных урн разбили. Там же сторожа не поставишь. А сейчас поддер­живают порядок прихожане и наше коммунальное пред­приятие «Родничок». Есть специальный человек, кото­рый раз в неделю туда ходит и следит за санитарным со­стоянием этой территории.

Голова сельсовета просве­тил, что вода в Тобе-Чокрак не такого уж кристального качества. Санэпидстанция делала анализ и обнаружила в ней много солей кальция. Это же заключение подтвер­дил автолюбитель, которого мы случайно застали у род­ника. Он назвался Игорем и, набирая 30-литровую кани­стру поведал, что чаще все­го воду берет в Радостном, по феодосийской трассе, а здесь вода с известняковым осадком. Но все равно луч­ше водопроводной.

ТРЕТИЙ ВЗГЛЯД. ЗАКОН

Хозяйственную и бесхозяй­ственную деятельность на, под, а также вокруг водоемов регулирует Водный кодекс Украины. Из статьи 88-й уз­наем, что для малых речек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью меньше трех гектаров защитная поло­са должна быть в 25 метров; если площадь свыше 3 гекта­ров - 50 метров.

Пруд в Родниковом на­вскидку больше, чем сто на триста метров, то есть за­щитная полоса должна быть в любом случае не меньше 25 метров от берега. В этой зо­не запрещено строительство, мытье автомашин и т. д. Кон­троль возлагается на мест­ные советы (ст. 10 Водного кодекса), в данном случае на Родниковский сельсовет.

На наш запрос в Крымском бассейновом управлении водных ресурсов (БУВР) от­ветили, что информацией, как сельсовет контролирует ситуацию, не располагают. Зато управление пояснило, что по своей инициативе с привлечением спонсорской помощи за последние годы восстановили 12 родников. И хотя благоустройство род­ников не решает проблему воды в населенных пунктах, но оставляет надежду на ее решение в будущем.
Конечно, Родниковскому сельсовету тоже не помеша­ла бы спонсорская помощь. Бюджет сельсовета в 4,5 миллиона гривен всего на 20% наполняется собствен­ными налогами, все осталь­ное - дотации из республи­канского и государственного бюджета. И это притом что на территории сельсовета работает первая в Украине солнечная электростанция. Но ее обслуживают всего несколько человек: аренда земли вместе с отчислени­ями от зарплаты составляет примерно 115 тысяч в год. Другого производства на территории сельсовета нет, большинство селян работа­ют в городе.

И все же, поставить знак, обозначающий охранную зону и запрещающий мы­тье машин, думается, воз­можно. Эта идея Владимира Савки, иерея церкви Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, пока так и не воплотилась в жизнь. Вла­димир приехал в Крым из Тернопольской области, из города Бучач. Он из семьи священника (его брат Роман тоже священник, ранее он был настоятелем церкви в Родниковом) и говорит, что для него праздник Крещения Христова связан с роднико­вой водой:

- У нас дома почти такой же пруд с родником. Люди тоже его облагородили, и крест стоит. Вода - это информа­ция, это достояние наших предков, его нужно ценить, чтобы передать будущим по­колениям. Тем более в Кры­му, где вода - настоящая проблема.

Еще один вариант: во­обще запереть площадку шлагбаумом. Те, кто привык экономить на мойке маши­ны 30-35 гривен (симфе­ропольские цены), вряд ли будут обращать внимание на запреты. Тем более что штрафовать нарушителей явно некому. И все же да­вайте не будем сообща пле­вать на проблему: водица - пригодится!

 Легенда о Тобе-Чокрак

Жили в селе девушка и па­рень. Богатый отец девушки был против женитьбы моло­дых, и влюбленные решили бежать из дома. Разгневан­ный отец снарядил погоню. Трудно было убегать по рас­каленной степи. Обратилась влюбленная девушка к Бо­гу, и он превратил ее в ис­точник. Так девушка смогла напоить своего любимого и спасти его от смертельной жажды. Прошло с тех пор много лет, а родник Тобе- Чокрак (тобе - верхний, чо- крак - родник) продолжает служить людям. (Легенда предоставлена БУВР).

Алена Попова

Фото автора
23 октрября, с. Родниковое. Так выглядит террито­рия вокруг родника Тобе-Чокрак, благоустроенная местной общиной храма Святых равноапостоль­ных Кирилла и Мефодия. Очередной водитель набирает воду и заявляет, что никогда здесь не мусорит и машину не моет.