Многие считают, что современные дети инфантильные, гиперактивные, из-за компьютерных игр жестокие, помешаны на гаджетах и не умеют общаться. А кто-то думает, что первоклассники сейчас умнее тех, кому семь лет было в восьмидесятых, лучше знают, чего хотят, и мечтают быть не космонавтами, а бизнесменами и бандитами. А как на самом деле? «КИА» спросила учителя начальных классов с 20-летним стажем Татьяну Таврину, она работает в симферопольской гимназии №11.
Двадцать лет назад первоклассники на переменках бегали, прыгали «в резиночки», рисовали в «раскрашках». Дрались, наконец. Нынешние дети правда только в игры в телефоне рубятся?
– Это проблема, дети не умеют играть! Вот они пришли в первый класс, у них игра была «в зомби» – ходили с вытянутыми руками и пугали друг друга. Приходится учить их играть: в ручеек, кошки-мышки. А телефон у нас выключают, как только переступают порог школы, маме отзвонился, сказал, что дошел, и все.
Есть два мнения о современных детях. Первое: они инфантильные, по сравнению с предыдущим поколением «еще больше дети», второе: это поколение в свои шесть взрослее, чем их родители в том же возрасте. С каким из мнений вы согласны?
– Ну, дети сейчас совершенно другие, и они действительно старше, чем их родители в том же возрасте. Условия жизни поменялись, и поменялись дети: раньше малыши больше читали, а теперь их интересуют компьютеры, гаджеты. Мультики сейчас совсем другие, хотя когда включаешь советские, нравственные, воспитывающие, они смотрят с большим интересом.
20 лет назад первоклассники были больше воспитаны в патриотическом ключе: пионеры, октябрята. Хотя сейчас мы тоже рассказываем о президенте, правительстве, про государственную символику, гимн.
Первоклашки изменились, а их учебная программа? Что упразднили и что добавили нового?
– Программа изменилась, но не кардинально. Классика осталась, ушли политизированные произведения о пионерах-героях, о Ленине. В первом классе: украинский и русский, математика, основы здоровья, природоведение, труд, физкультура, музыка, изобразительное искусство, его, правда, мало, один урок в две недели, хотелось бы побольше: дети любят рисовать. Факультативом преподаем ритмику (хореография. – Ред.). С первого класса теперь английский язык, раз в неделю. Со второго класса, с этого года, информатика.
Так рано?!
– А что, им это все уже знакомо. Они умеют пользоваться мышкой, клавиатурой, выходить в Интернет, но делали это ради игры. В школе их учат пользоваться разными алгоритмами, например, комбинациями клавиш на клавиатуре.
А основы здоровья – это что за предмет?
– Рассказываем, что такое профилактика заболеваний, о правилах дорожного движения, вредных и полезных продуктах, как правильно питаться. Беседуем на уроках о здоровом образе жизни, тут и выясняется, кто у кого в семье курит (смеется). И мы начинаем разбираться с детьми, как же им быть, как убедить папу-маму заботиться о здоровье.
Сейчас много книг «для самых маленьких» про секс, физиологию, даже про гомосексуальность в них пишут. Не лишняя информация для начальной школы?
– Да, маленьким детям на такие темы размышлять еще рано, но с другой стороны, они все видят, все слышат, так пусть уж лучше читают книги и задают вопросы взрослым, чем черпают информацию «с улицы». Я к таким вопросам готова. Хотя мои их не задавали пока.
А матом не ругаются?
– Знают «нужные слова». Но в школе я ругани не слышала, только на улице. Недавно слышала как дети, 5-6 класс, не просто матерятся, а разговаривают на этом языке. Лет 10 назад детского мата было все-таки меньше.
Подробнее на сайте