Именно на столько «редакция» сбила цену за особняк в центре Симферополя. Обычное жилье в Крыму тоже дешевеет – об этом говорят эксперты и возможность торга
Поводом протестировать рынок недвижимости стала информация о том, что симферопольская вилла Сергея Куницына, депутата Верховной Рады Украины и экс-губернатора Севастополя, продававшаяся летом за 2 миллиона долларов, подешевела на 200 тысяч условных единиц. «редакция» позвонила риелтору и после небольшого диалога скинула цену еще на 200 тысяч. А в случае с другим особняком мы добились еще большей уступки.
Готовы к торгу: Садовая и Репина
Объявление о продаже куницынского дома на сайте «megamakler.com.ua» несколько отличается от предыдущих предложений по этому же жилью. Если раньше дом позиционировался как 5-этажный, то теперь, по всей видимости, внимательно пересчитав этажи, уменьшили их количество на один. На фотографии, кстати, тоже заметно, что небольшое чердачное окошко вряд ли тянет на отдельный уровень. И кстати, вопреки данным об удешевлении, цена стоит прежняя – двойка с шестью нулями. Набираю номер риелтора.
– Добрый день, а скажите, это куницынский дом?
– Да.
– А вроде бы цена уже понижалась на 200 тысяч долларов?
– Да, спасибо, мы исправим. Еще не успели.
Честно говоря, особого торга не было. Добрый риелтор Вячеслав (приношу свои извинения за вовлечение в эксперимент) сначала было усомнился в чистоте моих намерений и даже не особенно удивился, когда вместо миллиона восемьсот я, оговорившись, сказала «тысяча восемьсот». На предложение скинуть цену еще на 200 тысяч пообещал перезвонить и действительно почти сразу это сделал:
– Торг уместен!
Да, оперативность говорит сама за себя. Но может быть, это касается только жилья класса «элит», как обозначен дом Куницына с 12-тью комнатами на 714-ти квадратах жилплощади, участком, гаражами и прочими бытовыми радостями?
Жилье на симферопольской улице Репина, рядом с парком им. Гагарина, выставлено на продажу без пометы «элит». Оно и понятно: жилая квадратура «всего» 560 квадратов, три этажа и участок каких-то семь соток. За это все хозяева хотят $790 000.
На предложение поторговаться риелтор зазывает в гости и говорит, что это не телефонный разговор. Ну нет так нет, на прощание сбиваю цену на 240 тысяч. Через некоторое время ответный звонок:
– Все решает хозяйка, она не местная, но, я думаю, о цене в 550 тысяч есть смысл поговорить.
Не готовы: Садовая и Лозовое
Еще один дом на ул. Садовой привлек своей близостью к куницынскому и занятным описанием. Над ним работал явно творческий человек: «Хорошо спланированная 18-ти метровая солнечная кухня со встроенной мебелью и техникой, где собирается вся семья в начале нового доброго дня. Про существующую и прекрасную лоджию, я просто молчу. Это надо увидеть».
Посмотреть на двухэтажный дом с пятью комнатами в 426 «квадратов» приходится только на фотографии. Но сумма тоже впечатляет – 420 000 долларов. Риелтор говорит, что хозяин вообще хотел 700 тысяч, но его всем офисом убедили, что самая реальная цена с учетом покупательской способности в 420 и поэтому вряд ли возможен торг. Он и сам до этого пытался продать за 750 тысяч, но дело не пошло.
– Вы приходите и посмотрите, вдруг вам так понравится, что захочется даже доплатить, – шутит риелтор Ольга.
Уточняю по поводу тенденций, мол, есть наблюдение, что осенью цены обычно не падают. Продавец парирует: «Не знаю, все говорят по-разному».
Ну что ж, попробуем осмотреться по округе. Так, в селе Лозовом на выезде из Симферополя предлагают домик за 75 000 долларов. Всего один этаж, 75 кв. м, «чистый горный воздух и ходит маршрутка». Беседуем, судя по всему, с хозяином. Попытки сбросить цену воспринимает враждебно:
– Вы что, с ума сошли? Ни копейки не уступлю. Там евроремонт, участок. Фотография не впечатляет? Приезжайте и посмотрите, если есть 75 тысяч, будем разговаривать дальше.
Итак, выходит, чем выше цена, тем лояльнее продавец, ниже – уже нет. И все же, специалисты рынка недвижимости говорят о небольшом падении цен. По словам Германа Смерницкого, руководителя представительства экспертного совета Украинского общества оценщиков в АРК, цена на жилье еще не достигла своего логического дна и продолжает снижаться. Но о серьезных изменениях тенденций речь не идет.
– На сегодняшний день по вторичному жилью такие же цены, что и в новостройках, – рассказывает Герман Борисович. – Это, конечно, анекдот и такого быть не должно. Но так диктует рынок. Люди не хотят скидывать цены за продаваемое жилье, потому что покупали его специально на продажу за более высокие суммы, и по-прежнему хотят $600–700 за квадрат.
Но в том-то и дело, что рассмотренные нами предложения несколько превышают эту планку в $600–700 за «квадрат», суммируя, похоже, к цене за дом земельную площадь, месторасположение с «горным воздухом» и конечно, работу риелтора.
И все же, торг по куницынскому дому, при всей не типичности ситуации – показатель общего состояния рынка недвижимости. Как ни крути, пришло время идти на уступки.
Октябрь – время сделок
Татьяна Носачкова, специалист по недвижимости информационно-консультативного центра «VIP Шанс» (опыт работы более 10 лет) тоже заметила небольшое падение цен на жилье.
– На сколько процентов? Ненамного, сейчас стабильный рынок. Но зато очень дорогое оформление, большие налоги. Экспертная оценка, за которую платит население, 2% за дом или квартиру и 1% за землю. Если зданию меньше трех лет, оно облагается еще пятью процентами, это ввели буквально в прошлом году. А если это не резидент, то есть зарубежный владелец, то тогда 17%.
– Нам рассказали ваши коллеги, что с 1 ноября вырастет оплата экспертной оценки…
– Можно не пугать население, сказать, что экспертная оценка будет не намного дороже, эксперты уже получили лицензии. Единственное, что шкала, по которой они будут оценивать, может быть рыночной или выше рыночной. Мы еще не знаем. Это решает Киев. У нас был случай, когда 3 года назад в Симферопольском районе реальная стоимость квартиры была 25 тысяч, а оценили ее в 30. И мы пошли на сделку, и платили налоги с большей суммы, чем та, за которую квартиру реально продали. Это парадокс. Что будет сейчас, мы сами не знаем, поэтому люди стремятся в октябре заключить как можно больше сделок.
– И поэтому сейчас идут на уступки?
– Смотрите, всегда, когда человек хочет продать, он идет на уступки и продает по реальной стоимости квартиру. Если он не очень хочет, то будет ставить намного выше рыночной и просто играть. То, что у нас в редакциях пишут, вы не смотрите, это не продажная цена. Она намного ниже.
– А насколько завышают?
– Человек может выставлять цену и в 150 тысяч, и держать ее год, и два, и три. А реально продаст за 80.
Алена Попова