Дворецкий: сто лет назад он работал не только за большую зарплату, но и за совесть

Раньше ему доверяли ключи от дворца, ценности и честь семьи, а теперь – ни того, ни другого, ни третьего. Это «редакция» выяснила, в числе первых познакомившись с новой экспозицией Воронцовского дворца

23 сентября в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике открывается экскурсионный маршрут «Квартира дворецкого: из жизни прислуги середины XIX – начала XX веков». Экспозиция разработана сотрудниками музея. «Газете» в числе первых прошлась по маршруту, побывав в гостях у управляющего Воронцовского дворца.

Фамильное серебро чистил только он

– Дворецкий Воронцовского дворца был важной фигурой в мире прислуги, поэтому закономерно, что у него было отдельное жилье, – начала показ новой экспозиции заместитель директора по научной работе АДПМЗ Марина Ленькова. – Квартира нашего дворецкого находится на втором этаже хозяйственного корпуса. И это логично, потому что он не только командовал всей прислугой дворца. Главной обязанностью дворецкого было снабжение хозяйственного блока съестными и винными припасами. Вы видите, что на первом этаже хозяйственного корпуса находится кухня графа Воронцова, а раньше здесь же были подвалы с припасами и винами.

По словам Марины Дмитриевны, в дошедших до нашего времени старинных наставлениях для прислуги написано, что дворецкий обязан быть человеком миролюбивым, честным, богобоязненным и должен хранить честь господ. То есть к управляющему прошлых веков предъявляли самые высокие требования, ему полностью доверяли, и не случайно дворецкие в знатных семьях были как члены семьи. Только дворецкому поручали чистить фамильное серебро. Помимо хозяйственных обязанностей и семейных традиций, во времена графа Воронцова дворецкий был главным хранителем ключей от всех комнат и парадных залов дворца. И только он имел право показывать их гостям в отсутствие хозяев.

Здесь жил человек, облеченный властью и с достатком

И вот мы в гостях у этой важной персоны. Судя по его квартире (она прекрасно сохранилась), можно сказать, что он человеком был зажиточным, аккуратным и женатым. Жил просторно – на втором этаже у него свои столовая, гостиная, спальня и кабинет. Прекрасная резная мебель. На обеденном столе и в буфете красуется посуда позапрошлого века – кофейник со спиртовкой, фаянс и русский фарфор (производства братьев Корниловых и товарищества Кузнецова), а также столовые серебряные приборы (уже «импортных» мастеров – мануфактур Фраже, братьев Хип и Вюртенберга). В гостиной у дворецкого стоит граммофон начала ХХ века и изящный ламбертный столик с картами, на столах – уникальные скатерти знаменитой шамординской вышивки, на стенах – жанровые картины русских художников середины XIX – начала XX веков, на полах – старинные ковры, а на полочках выстроились семь мраморных слоников. От «Квартиры дворецкого» остается ощущение, что здесь действительно живет обеспеченный человек, облеченный властью. Что поразило меня, так это висящее в платяном шкафу нежнейшее батистовое женское белье, украшенное вышивкой ручной работы. Невесомые и прозрачные, как паутинка бабьего лета, панталончики и рубашка. И, как оказалось (чтобы окончательно добить ценителей старины), на нем есть «лейбл» – «От поставщика Его Императорского Величества». Ну где еще можно такое увидеть?

Если забыли, вспомнят

– Проект был выполнен сотрудниками научного и фондового отделов дворца-музея, – подытоживает Марина Ленькова. – На «Квартиру дворецкого» ушло несколько лет нашего коллективного труда – надо было разработать концепцию экспозиции (ее автор – ученый-секретарь Галина Филатова), подобрать экспонаты для интерьеров жилых комнат – старинную мебель, предметы быта и одежды, уникальные образцы ручного шитья и вышивок, жанровую живопись русских художников и видовые фотографии Алупки того времени. В экспозицию вошли предметы из наших фондов. Но основную часть составили вещи, подаренные музею его сотрудниками, жителями Ялты, Симферополя, Харькова. Смысл таких выставок – не забыть, кто мы и откуда. Например, среди подаренных старинных вещей нам попался какой-то непонятный крючок. Мы долго ломали голову, для чего он, оказалось, это крепление для гобелена. Кто-то уже забыл, как выглядит настоящий комод, что такое патефон, а здесь люди смогут вспомнить и узнать, прикоснувшись к нашему прошлому.


Думают, как бы подработать

Сегодня в состоятельных домах тоже есть свои управляющие. Современные дворецкие работают в гостевых домах и гостиницах, то есть там, где требуется хозяйский присмотр за персоналом.

– В небольших домах управляющие работают за зарплату круглый год, – отвечает на мои вопросы о быте современных дворецких Георгий, владелец особняка на ЮБК. – Летом они сдают хозяйские дома туристам, сами убирают, готовят для отдыхающих, стирают и гладят белье. Живут здесь же, в доме. В отдельной комнате или в пристройке, как правило, вместе с семьей. В мини-гостиницах (то есть до 10 номеров) управляющие работают круглый год – зимой они охраняют хозяйский дом, ухаживают за участком, поддерживают в доме порядок и чистоту. Зарплата у всех разная – в зависимости от объема работы, порядочности персонала и щедрости хозяев. В небольших домах – небольшая зарплата, но круглый год: от 500 долларов в месяц и выше. Если управляющий летом ищет и заселяет отдыхающих, то ему платят проценты от полученной от них суммы. В более крупных частных гостиницах (от 10 номеров) современные дворецкие работают на процентах летом и на зарплате зимой. Причем там, где хозяева мало платят, основной доход у управляющих – неучтенные отдыхающие. То есть ни о каких ключах, чтобы их доверить такому «дворецкому», речи не может быть. Но и в более крупных гостиницах я часто вижу, что «дворецкие» не только «строят» персонал и помогают хозяину зарабатывать деньги, но и сами утром с веником подметают территорию гостиницы, выносят вещи отдыхающих.

Большие деньги по тем временам

Сотрудники Алупкинского дворца-музея по архивным документам смогли установить имена нескольких управляющих дворца генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Семеновича Воронцова. И обнаружили поразительный факт: в 1836 году дворецким была некая госпожа Дубровская. Этот исключительный случай сотрудники музея объясняют тем, что тогда штат прислуги еще не был сформирован, видимо, не хватало мужских кадров. Затем, с 1848 года по 1855-й, управляющим был Фирсов, с 1855-го по 1881-й – Волков, который работал дворецким у Воронцова более 25 лет. У Волкова была высокая зарплата – 720 рублей в год. Кстати, управляющий всего Алупкинского имения получал 1200 рублей. Очень большие деньги по тем временам. В качестве пример можно привести цитату с ценами того времени из книги Евгения Маркова «Очерки Крыма» (переиздание 1882 года):
«Прежней наивной и бедной Ялты узнать нельзя... Все дома и домишки забиты до чердаков. За маленькую комнатку берут рублей 50 в месяц, рубля 3 в день... Впрочем, дачи Ялты пока еще не окупают своей стоимости постоянным доходом: ялтинский сезон лечения морем и виноградом слишком короток для этого, а ялтинские цены на прислугу, работы и материалы слишком для этого высоки. Здесь самые неважные кухарки и няньки получают по 10 и 15 рублей в месяц; садовники, еле смыслящие свое дело, по 25 рублей на своих харчах. Даже виноград, который я покупал по дороге в Екатеринославской губ. по 4,5 и 6 копеек за фунт, в Симферополе по 8 копеек, в Алуште по 10 копеек, в Ялте стоит 15 копеек, а в конце сезона даже 20 копеек».

Жанна Барышникова

Фото автора

На фото:Заместитель директора Алупкинского дворца-музея Марина Ленькова показывает новую экспозицию «Квартира дворецкого». Здесь стоит прекрасная резная мебель – платяной шкаф, буфет.