Весной этого года появилась идея создать в Симферополе мемориал, посвященный трагическим событиям депортации 1941-44 годов. Был объявлен конкурс проектов, и уже 23 мая определен победитель. Однако результаты конкурса не устроили общественность. Высказывались весьма обоснованные претензии. В частности, поскольку памятник должен соответствовать традициям всех народов, пострадавших от депортации, использовать изображения человека нельзя – это нарушает нормы ислама.
Другое возражение касается места расположения памятника – привокзальный сквер. С одной стороны, именно с вокзалов вывозили людей. С другой – там не сможет собраться значительное число желающих почтить память жертв. Оба эти соображения требуют проведения нового конкурса проектов.
В будущем году исполняется 70 лет депортации крымских татар, греков, армян, болгар. Но нельзя забывать и немцев, и итальянцев, изгнанных с полуострова в 1941-м. Памятник, посвященный этой трагедии, безусловно, нужен. Но какой он должен быть и где его необходимо установить?
Надо учитывать имеющиеся непростые межнациональные отношения. Мемориал должен объединять и не давать ни малейшего повода для разжигания конфликтов. В нем не должно быть ничего, что можно было бы интерпретировать как преимущество одного из народов: нельзя использовать символику, относящуюся к какой-либо конкретной культуре, и допускать нарушения религиозных норм.
Современные художники часто предлагают проекты, которые легко могут стать жертвой насмешек. Таково наше циничное время. Поэтому памятник должен быть лаконичным, абстрактным и одновременно предельно однозначным. Это требует от авторов проектов особого мастерства и ответственности.
Нельзя забывать и о том, что преодоление последствий депортации до сих пор требует значительных ресурсов. Если памятник будет излишне дорогостоящим, то это вызовет справедливые нарекания, что лучше эти деньги потратить как-то иначе, рациональнее...
Наконец, где должен быть установлен этот памятник? В Симферополе уже есть памятное место, посвященное депортации – возле ботанического сада ТНУ. Новый памятник мог бы довести до логического вывода заложенную там идею и придать этому месту статус, соответствующий масштабам трагедии. Хорошая транспортная развязка, наличие пространства, где могут собраться более тысячи людей: все это говорит в пользу выбора такого места. Здесь нет шумной суеты вокзала, и памятник будет окружать прекрасная природа ботанического сада. Все это создает атмосферу, соответствующую поклонению памяти жертв.
Николай Кузьмин