«редакция» выясняла, действительно ли пчел становится меньше и кто нуждается в защите: они или пчеловоды
Как утверждает статистика и специалисты, пчел становится с каждым годом все меньше. Откуда же тогда просто потоки меда: его продают вдоль дорог, на рынках, в магазинах, просто с машин. В Симферополе в прошедшее воскресенье пытались провести праздник меда – ливень не дал. Его перенесли на воскресенье предстоящее. Что за мед мы едим и действительно ли пчел и пчеловодов нужно защищать? «редакция» задала эти вопросы человеку, который занимается пчеловодством с детства. И мед у него очень вкусный.
По сообщениям в Интернете, в США за последние десять лет погибло 90 процентов популяции диких пчел и 80 процентов домашних, в Европе пропало от 30 до 40 процентов домашних пчел. В России картина получше, но и здесь популяция всех пчел сократилась на треть. Крым пока избежал этой печальной участи и продолжает славиться душистым, потрясающе вкусным и разнообразным медом. И тем не менее крымские пчелы и пчеловоды нуждаются в защите государства.
Горькие проблемы сладкого лекарства
В эти дни пчеловоды заканчивают подготовку пчелиных семей к зиме, выкачивают последний мед и закрывают ульи на зиму. Самое время запасаться медом. «редакция» тоже решила припрятать на зиму баночку и поехала в гости к знакомому пчеловоду Анатолию Григоряну в село Аромат Бахчисарайского района. Село окружено лугами и садами, и пасеки здесь у многих. Анатолию она досталась от отца, который всю жизнь разводил пчел. С ним мы и познакомились лет десять назад, когда, проезжая по Аромату, спросили у высокого крепкого старика, что за мед он продает. Он тогда переспросил: «А какой вам надо?» Мы ответили: «Хороший», – и с тех пор покупали только хороший, «ароматский».
На этот раз разговор с Анатолием сразу пошел серьезный: чем, на его взгляд, вызвана массовая гибель пчел в мире.
– Болезней у пчел больше, чем у людей, – рассказал пчеловод. – Это серая гниль, клещи, бактерии, грибки и вирусы. Болезни сокращают до 10 процентов популяции насекомых. Да, ветпрепараты существуют, но существует и такая проблема, как продажа фальсифицированных лекарств. Все то же самое, что и у людей. Вообще, пчеловодство – затратная отрасль, необходимо покупать ульи, оборудование и инвентарь. Но почему бы государству не взять на себя часть финансовых расходов, субсидируя покупку ветпрепаратов и приобретение ветеринарного сопровождения? Ведь Украине это тоже должно быть выгодно – иметь здоровые пасеки и получать качественный продукт. Например, сейчас пчеловоды сдают выборочное количество пчел на анализы в ветинспекцию для заключения об их здоровье. Один такой анализ стоит 353 гривны, а мне их нужно сдать с десяток. Конечно, мы согласны платить, но ведь это не единственные расходы. Если твоя пасека переезжает в другой район на медосбор, то нужно взять справку, в которой написано, что пчелы здоровы. Она действует 10 дней. То есть когда ты возвращаешься домой с ульями, то снова должен брать такую же справку. И каждый раз платить за нее по 700 гривен. В результате более пяти тысяч гривен за сезон уходит на все разрешительные бумаги.
В Крыму пчеловоды используют украинскую степную пчелу (ее еще называют карпатской («карпатка»). Она редко болеет, холодостойка. «Карпатка» может опылять большие сельскохозяйственные площади, что повышает урожайность культур на 30-40 процентов.
– Вторая проблема – это применение в сельском хозяйстве химикатов и пестицидов, – продолжает Анатолий. – По статистике, от от этого гибнет от 10 до 20 процентов пчел. Стоим мы недавно на границе с Белогорским районом на полях подсолнуха. Видим, летит самолет за два километра от нас, обрабатывает поле. И наша пасека попадает в зону обработки, при этом у нас там стоят 500 ульев, и не заметить их невозможно. Поехали за ним на машинах, нашли, где сел самолет, а они нас увидели – и бежать. Но потом дали нам телефон главного агронома хозяйства – мы ему звоним. А он говорит, так мы – другой район, нам по барабану, что вы там стоите. В своем районе мы всех предупредили. А о том, что наши пчелы и ему поля опыляют, он не думает.
Жалкая китайская подделка?
Считается, что мед – один из самых подделываемых продуктов в мире. И способов производить «липовый» мед – масса. А желающих – еще больше. Начиная с отечественных кустарей, разбавляющих натуральный продукт всем, что было под рукой, – водой, сахарным сиропом, толченым мелом и размолотыми опилками, и заканчивая уже глобальными подделками, поставленными на поток.
Сейчас главный экспортер меда – Китай. Недавно в США провели масштабное исследование завозимого в страну китайского продукта и выяснили, что в подавляющем большинстве образцов (было исследовано 30 наиболее популярных в США марок меда) полностью отсутствовали следы цветочной пыльцы – неотъемлемой составляющей любого натурального меда. Пыльца отсутствовала в 76 процентах образцов из бакалейных отделов супермаркетов, в 77 процентах из гипермаркетов, в 100 процентах из аптек и в 100 процентах из порций меда, закупленных на предприятиях фаст-фуда.
Выживут ли наши пчеловоды, если и до Украины дойдет китайский «мед», спрашиваю у Анатолия.
– К нам уже начали его завозить, – говорит он. – Но пока медовый рынок Украины еще принадлежит местным производителям. Но если к нам придет китайский «мед», скорее всего, мы конкурировать не сможем. Но есть же его нельзя! Отечественным пчеловодам и так не сладко. У нас тоже есть свои крупные компании (типа «Казацкого меда»), которые не имеют своих пасек, а мед скупают у частников по очень низкой цене – 10 гривен за кг. Продают такие компании мед минимум по 33 гривны за литровую банку (по весу это 1,4 кг). Получается, что они имеют стопроцентный навар, и при этом у них нет головной боли с поиском мест для пасек, с пчелами и их болячками, со справками. Они тратятся только на транспортировку.
Мед – это «очень хитрый предмет»
– Сколько лет я занимаюсь пчелами? Как покусали в первом классе, 45 лет назад, так я ими и занимаюсь. Я тогда отцу помогал на пасеке, но изредка. Видимо, что-то не так сделал, и они начали меня жалить. После этого я уже занимался пчелами сознательно, считай, всю жизнь. Да нет, никакой я не потомственный пчеловод. Потомственные имеют пять пасек по 800 семей, а у меня одна – на 50. Хотя пчеловоды тоже разные бывают. Один занимается этим ради денег. Думает, сейчас быстренько накормлю пчел сахаром, потом что-нибудь набодяжу в мед и срублю денег по-быстрому. А другой нормально работает, потому что в этом вся его жизнь.
Один улей приносит в сезон от 70 до 100 кг меда. Чтобы пчелы собирали больше, надо пасеку чаще перевозить на медосбор. Такой способ повышает производительность пчел примерно в пять раз. Но нужно знать, где цветут акации, где посевы гречихи и клевера, поля подсолнечника, рапса, сурепки, и уметь договариваться с владельцами. Где продаю? В основном – «по своим». У меня есть постоянные покупатели, которые покупали мед еще у моего отца, а теперь и у меня. В мире большинство пчеловодов – это частники, имеющие до 10 пчелиных семей. Производимый ими мед распределяется среди родственников и друзей и до рынка не доходит. Можно месяц с пасекой проездить по полям, а потом неделю стоять на рынке, чтобы продать две банки меда. А я не переживаю по этому поводу. Мед – это жидкое золото, он не портится и не имеет ограничения по срокам годности.
Китай и в этом обогнал
Мировое производство меда сейчас составляет около 1,5 млн. тонн в год. Доля стран в его производстве:
Китай – 398 тысяч тонн (или 26 процентов мирового объема);
Турция – 81,1 тыс. тонн (5,3 процента)
США – 79,8 (5,2 процента);
Украина – 70,8 (4,6 процента);
Аргентина – 59 (3,8 процента);
ЕС – 203,6 (13 процентов).
Как определить качество меда
Советов на тему, как определить качество меда, множество, в том числе с применением йода, специальных палочек и так далее. Вот парочка самых простых.
1. Наполните чашку медом и утопите в нем кусочек хлеба. Через 15 минут попытайтесь ложкой хлеб вынуть. Если он раскис и рассыпается на крошки, то мед ненатуральный. Если хлеб сохранил форму и нет даже намека на раскисание, мед хороший!
2. В блюдце налейте немного меду, а поверх насыпьте чуть крахмала. Если через 5 минут крахмал не растворится в меде, а останется лежать горкой, мед хороший. Растворится – мед ненатуральный.
3. Если в октябре-ноябре мед засахарился, значит, он качественный.
Жанна Барышникова
Фото автора