В Черноморском центре подводных исследователей Главе Совмина АРК Анатолию Могилеву показали, как реставрируют письма, пролежавшие в морской воде почти век
Уже сегодня можно утверждать, что создание в Крыму Черноморского центра подводных исследований, инициированное Президентом Виктором Януковичем, полностью оправдало себя. Специалисты центра только за полгода его существования подняли с морского дна немало ценных и редких артефактов, начиная со стрелкового оружия, гражданских и боевых кораблей времен Великой Отечественной и заканчивая античными амфорами возрастом две с половиной тысячи лет. Чего только стоит обнаружение на 52-метровой глубине подлодки «Щука» – единственной сохранившейся из своей серии... В значимости этой работы лично убедился Анатолий Могилев. Вчера руководство центра устроило для главы Совмина увлекательную экскурсию, ознакомив Анатолия Владимировича с некоторыми тонкостями профессии морского археолога.
Оказывается, обычные археологи завидуют своим «подводным» коллегам тихой завистью. По крайней мере, так утверждает директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. Поясняет: если первым зачастую приходится иметь дело с осколками и черепками, которые приходится тщательно выкапывать месяцами, а потом еще и склеивать, то морские археологи работают с цельными артефактами. Впрочем, поднять с затонувших кораблей посуду, оружие или личные вещи моряков гораздо легче, чем их потом отреставрировать. Главная задача – высаливание найденных предметов, которые за сотни и даже тысячи лет просаливаются практически насквозь. Для этой процедуры в здании центра оборудована отдельная комната с небольшими ванночками. Сейчас в них в специальном растворе «отмокают» те самые амфоры, найденные в районе Кинбурнской косы. Около двух с половиной тысяч лет назад парусники с Хиоса и Касоса (острова в Эгейском море) везли в этих амфорах вино на продажу. В одной амфоре даже обнаружили винный камень, что подтверждает мастерство древних греков: морская вода проникла через парафиновую пробку спустя многие годы, когда вино уже окаменело и прилипло к стенкам сосуда.
Античные амфоры – гордость центра, о них Сергей Воронов рассказывает с особым упоением. Но это далеко не все богатства, поднятые с морского дна. Здесь бронзовые и медные монеты затонувших древних городов и поселков Керченского полуострова, серебряные – с затонувших казацких «чаек» - женские и мужские украшения, Самые древние здешние экземпляры – кости млекопитающих: бегемота и дикого коня. Сразу и не верится, но их приблизительный возраст – 7 миллионов лет. Но по своим физическим свойствам это уже не кости, скорее куски хрупкого стекла. Если уронить на пол - разлетится на тысячи осколков. Но больше всего Анатолия Могилева, как и других экскурсантов, поразило состояние найденного на дне стрелкового оружия. Например, на пулемете со знаменитого тяжелого истребителя «Мессершмитт Бф-110», пролежавшего в агрессивной морской воде 70 лет, не заметно ни малейшего следа коррозии. Будто только что с завода – были бы патроны, можно было бы и пострелять.
– Во многом это заслуга наших реставраторов, которые кропотливо обрабатывают артефакты специальными растворами, – поясняет директор центра. – Кроме того, в Черном море в больших объемах присутствует сероводород – отличный природный консерватор. Да и немцы, что уж там скрывать, оружие делать умели.
Думаете, и документы, пролежавшие под толщей морской воды почти век, нельзя восстановить и прочитать? Ошибаетесь. Тому доказательство – архив капитана эскадренного миноносца «Лейтенант Зацаренный». Эсминец подорвался на мине и затонул в 1917 году, но это не мешает специалистам восстанавливать найденные на нем документы. По словам Сергея Воронова, после поднятия на поверхность эти документы и книги находились в киселеобразном состоянии – легко протыкались пальцем. На то время в Украине не было ни формул реставрации, ни методик, ни специалистов. Обращение к коллегам из-за рубежа тоже мало что дало: соленость и химический состав черноморской воды серьезно отличается от их средиземноморской. Но в результате упорных трудов наши химики все же изобрели нужную формулу.
– Всего мы подняли со дна 9 тысяч документов. На сегодня около 3 тысяч нам удалось отреставрировать и передать в фонды. На каждую страничку уходит трое суток, – говорит Сергей Воронов. – Мы даже придумали свою методику: кладем на страничку шелковую ткань, бумага прилипает к шелку и высушивается. Затем аккуратно снимаем эту страницу и передаем реставраторам, которые затем три-четыре дня с ней работают.
Работа, конечно, очень кропотливая. Зато теперь эти документы, помещенные в пластиковые файлы, можно спокойно читать. Вот, например, письма капитана эсминца «Лейтенант Зацаренный». В одном из них офицер просит жандармов забрать с миноносца некоего матроса, который оказался большевиком и сагитировал пол-экипажа прекратить воевать. «Переведите, его, арестуйте, но чтобы духу его здесь не было!», – требует капитан.
Главная проблема центра – нехватка кадров. Сегодня там работают только две лаборантки. Сергей Воронов с грустью шутит: «археологи поднимают артефакты со дна гораздо быстрее, чем мы успеваем их консервировать». Кроме того, нужны немалые средства на закупку необходимой техники. На первом этапе сумма составляет 300 тысяч долларов. Анатолий Могилев пообещал активно содействовать в решении этих проблем.
– Президент Украины не только инициировал создание центра, но и держит на личном контроле научно-исследовательскую работу учреждения. Необходимые средства на его развитие будут выделяться как из государственного, так и из республиканского бюджетов. Мы сделаем все, чтобы на базе этого центра создать музей европейского уровня, – заверил глава Совета министров.
На фото: 8 августа, Феодосия. Директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов демонстрирует Анатолию Могилеву одну из античных амфор, поднятых со дна моря. Находку датируют V веком до нашей эры.