Год открывающейся перспективы

Автономия за прошедший политический сезон продемонстрировала потенциал развития и смену если не поколений, то знаковых лиц регионального уровня

Итак, кто же в плюсе и минусе в «крымском раскладе»? Итоги нашего анализа можно назвать ожидаемыми, но при этом тенденции хоть и прозрачны, но факты остаются такими же упрямыми. Почему никому не досталась оценка +5? Так мы, давая на прошлой неделе подобный рейтинг в рамках всей Украины, никому не поставили высшей оценки. Ведь идеального в политике не бывает, а стимул для роста всегда должен быть

 

Анатолий Могилев (+4). Глава Совмина, согласно Конституции АРК, не первое лицо автономии. И долгое время баланс власти в Крыму все же склонялся в пользу Верховного Совета: ему были подотчетны как министры, так и исполнительный орган в целом. Достаточно вспомнить годы президентства Виктора Ющенко, когда парламент Крыма неоднократно напоминал о букве Закона и останавливал инициативы по сворачиванию прав и полномочий республики. За последние три года многое изменилось. Структура власти в Крыму теперь органично вписана в вертикаль исполнительных органов Украины. Но главное – у власти находится определенная политическая команда с одними целями и общим руководством. Сейчас в отношениях Киева и Симферополя все меньше политики, все больше делового диалога. И премьер Анатолий Могилев в этом отношении играет роль системного менеджера и командного игрока. В принципе, его полномочия очень четко подкреплены партийным статусом во главе Крымской организации ПР, а значит, за ним – работа всех уровней как самой власти, так и депутатского корпуса. Пока что констатация будет такой: Анатолий Владимирович выполнил все принятые в ходе парламентской кампании обязательства. Есть значительный прогресс в развитии курортной сферы и выведении этого бизнеса из тени, значительный импульс получило и решение земельных проблем, при этом основной посыл премьера сформулирован также просто: «Соблюдайте закон, и все будет хорошо». В сфере же публичной политики Могилев зарекомендовал себя как самостоятельный и уверенный игрок: он не приемлет разговоров с позиций ультиматума, а когда надо, умеет четко сформулировать условия для начала или продолжения диалога. Во всяком случае, однозначного или равнозначного главе Совмина политика на сегодня в Крыму попросту нет. 

 

КРО Партии регионов (+3). Соратники президента и главы крымского правительства также имеют все основания записать себе в актив прошедшие месяцы. Во-первых, они получили наибольшее количество голосов на выборах (более 52 %) и сумели доказать свой реальный политический вес и авторитет среди избирателей. Во-вторых, именно крымское отделение «бело-синих» предложило кандидатов в нардепы – и эти люди нашли поддержку в день голосования. В общем-то, будет нелишним напомнить, что впервые автономия представлена в Верховной Раде Украины таким количеством единомышленников, подписавшихся под пунктами программы конкретной партийной организации. Это консолидация партийной ответственности – пример в крымской политике уникальный. Теперь уже на «хату (или округ) с краю» все свалить не получится. В-третьих, команда регионалов практически обладает полнотой власти и лишена возможности избегать ответственности – уголовные дела против ряда чиновников местного уровня, уличенных в превышении полномочий либо злоупотреблении властью, тому доказательство. «Своих» и «чужих» сейчас уже нет.

 

Энвер Абдураимов (+1). Новый глава комиссии Верховного Совета Крыма по межнациональным отношениям – новое лицо в крымскотатарской политической элите. Чего таить греха, слишком долго монополия на представительство третьей по численности национальной громады региона было сосредоточено в руках структуры с малопонятным, а точнее, нигилистическим правовым статусом. Это когда меджлис по факту есть, а вот в законах его роль и место не определены. Причем происходит это по милости самого руководства меджлиса, упорно не желающего признавать юридическую реальность вот уже почти что два десятка лет. Сам Абдураимов тоже стал депутатом по списку КРО Народного Руха, однако политическая деятельность иногда приводит к осознанию самостоятельности и важности собственного мнения в ключевых вопросах. В этом смысле Энвер Элимдарович сумел показать себя принципиальным и последовательным политиком. Став во главе комиссии, он акцентировал, что политических преференций и сосредоточения на каких-то отдельных вопросах больше не будет, а межнациональный диалог в Крыму теперь будет вестись на основе паритетности и прозрачности. В общем, когда в политику приходят новые лица, это всегда событие, умение же закрепиться в ней и сохранить свою позицию дает основания для позитивного развития. Удастся ли сделать это Абдураимову, станет ясно в самые ближайшие месяцы.

 

Сергей Куницын (0). Тоже, следует заметить, сумел удивить своей поразительной ловкостью в политических маневрах. По факту политик продлил свое участие в активном процессе еще на пять лет, плюс к этому он теперь представляет интересы парламентской партии – УДАРа. Однако этим позитив исчерпывается. Однозначный минус – сложная ситуация вокруг симферопольской «Таврии» весной этого года, завершившаяся отстранением Сергея Владимировича от управления футбольным клубом. Не менее сомнительная и история с разрывом отношений в семье (ну, это уже личное). В итоге, как говорится, «по сумме движений» Куницын балансирует на грани в нашем рейтинге – и в политике, и в будущем у него нет ясности.

 

КРО КПУ (-2). Получив значительный результат на выборах-2012 (более 19 % голосов крымчан), крымские коммунисты не сумели развить свой успех. А ведь для него у них было, пожалуй, больше всего оснований: и людей новых засветили (один Степан Кискин чего стоит!), и лозунги обновили, и молодежь кое-как привлекли. Ан нет. Все промежуточные избирательные кампании представители КРО КПУ проиграли, особенно показательным было фиаско Олега Соломахина в Черноморском районе. И это говорит об отсутствии адекватной замены Леониду Грачу – его бывшие соратники «не тянут». Даже появление нардепа-коммуниста Сергея Топалова не дало никакого пока эффекта – все, чем он запомнился, это сопротивление сотрудникам МВД по поводу защиты портрета Сталина 9 Мая в Симферополе. Как-то это все уж слишком нафталинно...


Объединенная оппозиция и меджлис (-4). Обе эти политсилы снова подтвердили факт, что идеи нынешней украинской оппозиции в автономии популярностью не пользуются. Ясное дело, что более половины голосов из 13%, поданных за список оппозиции в Крыму осенью 2012, – это «голоса меджлиса». Но это вовсе не значит, что политики едины в своих действиях. Мустафа Джемилев подписал соглашение с «Батькiвщиной» от безысходности, притом подписал на явно невыгодных условиях. Сегодня стабильного партнера на всеукраинском уровне у меджлиса нет (ранее таковым был Народный Рух). Руководители же крымских «юлеманов» Андрей Сенченко и Людмила Денисова и вовсе, получив мандаты «списочных» нардепов, полностью отдались киевским делам и проблемам. В принципе, ближайшие месяцы станут очередным для них испытанием: Арсений Яценюк якобы очень недоволен стилем руководства и поведения Сенченко. Авторитет же Джемилева серьезно подмочен затяжным противостоянием власти. Во всяком случае, заметное сокращение квоты меджлисовцев в органах власти автономии налицо.


КРО ВО «Свобода» (-5). С этим образованием как бы все и так ясно. Получив 1% голосов крымчан, партия националистов провела представителя автономии в парламент. Эдуард Леонов вернулся из забвения в родную стихию и начал делать громкие заявления, самыми примечательными из которых были идеи предоставить меджлису статус органа местного самоуправления и... лишить Крым автономии вовсе. Ну, что тут сказать, кроме как констатировать гремучую смесь политической слепоты и показного бахвальства? Ведь понятно – жителям полуострова все это не нужно и чуждо. Так для кого работаем? Для избирателей на Западе Украины? Снова раскалываем страну? Ответы очевидны.

Николай Карпов