13 июля исполняется 90 лет со дня рождения короля кинокомедии Михаила Пуговкина. Его звезда – творческая и небесная – загорелась именно в Крыму.
В Крыму актер Михаил Пуговкин был своим. И не только потому, что в девяностые переселился жить в Ялту, когда нашел здесь любимую женщину. С полуостровом его связывали самые яркие впечатления: первая встреча с морем, первые съемки в кино у великих режиссеров и с великими артистами. Здесь у него была своя планета. Именно здесь его назвали королем кинокомедий и вручили корону. И конечно же, он часто бывал в редакции «Крымской газеты». Вспоминая наши разговоры, прежде всего думаю, каким доброжелательным человеком он был…
В юности Михаил Пуговкин был уверен, что может все. Вот как он рассказывал о пробах в первом в его творческой биографии фильма Григория Рошаля «Дело Артамоновых» (Пуговкину было тогда 17 лет). Его спросили: «Петь можете?» – «Могу» – «Плясать можете?» – «Могу» – «Играть можете?» – «Могу».
– Рошаля привлекла моя необычная внешность, о которой моя мама говорила: «Не бывает актеров с такой внешностью». В фильме мне предстояло сыграть молодого купчика Степашку. Вся роль состояла из пляски в сцене свадьбы. Так что плохо ее сыграть я просто не имел возможности.
Во время съемок этого фильма началась война с Германией, и Михаил Пуговкин тут же ушел добровольцем на фронт. Но воевать пришлось год с небольшим: тяжелое ранение в ногу, госпитали, непригодность к строевой службе.
Во время войны в Москве работал единственный театр, которым руководил ученик Станиславского Николай Михайлович Горчаков. Репетировали пьесу Гусева «Москвичка». В спектакле были заняты Ростислав Плятт, Вера Орлова. Пуговкину было тогда 19 лет, и он впервые получил главную роль в профессиональном театре – роль Петра Огонькова. Он любил вспоминать, что был одним из первых выпускников школы-студии МХАТа, открывшейся в 1943 году, и особенно эпизод со вступительным экзаменом.
В составе приемной комиссии было 22 народным артиста, в том числе Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Тарасова, Грибов…
– Можете себе представить, что со мной было! – рассказывал Михаил Иванович. – «Что будете показывать?» – спрашивают в приемной комиссии. Я читал три вещи. После чтения басни «Кот и повар» комиссия заметно развеселилась. Потом Москвин попросил почитать лирику. И я начал читать Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый, и томный». И снова смех, перешедший в хохот. Я так волновался, что сразу не понял, в чем дело. Но почувствовал, что принят.
Это он вспоминал через много лет, когда стал часто бывать в Ялте, а потом и вовсе переселился сюда жить. Свое решение он объяснял романтично:
– В Крым, в Ялту, в море я влюблен с 1952 года, когда впервые увидел эти места на съемках «Адмирала Ушакова», а затем «Ильи Муромца». В моем воображении, в прошлом паренька из далеких Рамешек в Чухломе, Крым представлялся сказочной страной.
Съемки фильма «Илья Муромец» я хорошо помню. Его снимал в Ялте жарким летом 1955 года знаменитый режиссер-сказочник Птушко. Киевский град, выстроенный на Чайной горке (ялтинский район), стал достопримечательностью и местом паломничества горожан и курортников. А мы, местные школьники, с удовольствием принимали участие в массовке. Многие брали автографы у Абрикосова и Андреева, игравших главные роли. Но Борис Андреев часто говорил басом: «Вы пойдите к актеру, который играет Разумея. Не смотрите, что он молод. Поверьте, пройдет два-три года, и он развернется во всю ширь». А мы, школьники, тогда поражались терпению и выдержке молодого актера. Снимали эпизод, в котором Разумей (его как раз играл Пуговкин) съезжал по перилам дворца и падал в бочку с водой – прямо цирковой и рискованный номер. Пуговкин повторил его несколько раз, а мы переживали: вдруг он пролетит мимо бочки. В фильме этот эпизод вызывает смех, и зритель не догадывается, чего это стоило актеру.
На фильмах-сказках с участием Михаила Пуговкина выросло не одно поколение детей. В картине «Золотые рога» он сыграл Атамана, в фильме «Варвара-краса, длинная коса» – царя Еремея, воеводу в «Финисте – Ясном соколе» и так далее. Он запомнился зрителям по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Спортлото»… Всего около ста ролей в кино.
Но у каждого актера есть роль-мечта. Кого мечтал сыграть Михаил Иванович?
– Для меня это был отец Федор – один из персонажей романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Я всю жизнь стремился к этой роли. Как говорится «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены…» Я не считаю себя комиком, хотя самым важным качеством для актера считаю чувство юмора. Я артист характерный. Хохот в зале – не самоцель. Трагикомедия – очень трудный жанр. Вот почему роль отца Федора я считаю лучшей своей работой. Мне частично удалось соединить трагическое и смешное в этой роли.
Когда именем Пуговкина назвали новую планету, я спросила, как он теперь себя чувствует:
– Вам сверху видно все?
– Да, теперь я там (указывает пальцем вверх), горжусь этим и прекрасно себя чувствую. Все-таки не каждому выпадает такое звездное счастье: увековечиться при жизни на небесах. Я думаю, эта награда стоит многих званий и премий. Тем более, что инициаторами стали дети Симферопольского района – юношеская научная ассоциация «Кентавр». А открыл эту «планетку» Николай Черных из Крымской астрофизической обсерватории.
Михаил Иванович Пуговкин умер пять лет назад, а звездный свет «Михаила Пуговкина» по-прежнему отражается в созвездии Тельца между малыми планетами «Чехов» и «Есенин».
Татьяна Барская