Ввоз и производство транспортных средств обложили утилизационным сбором. Автоимпортеры не скрывают, что переложат это бремя на покупателя
В четверг вечером Верховная Рада Украины приняла два законопроекта – об утилизации транспорта, снятого с эксплуатации, и о том, что за эту утилизацию надо платить. Инициаторами введения нового сбора были депутаты прошлого созыва, а завершили сей почин депутаты созыва нового. Суть решения (за проголосовали 235 народных избранников, против – 3) такова: уже существующий экологический налог дополнен ставкой за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.
«Ежегодно списание колесных автотранспортных средств в Украине составляет свыше 100 тысяч единиц (в 2009 г. – 261 508 единиц, в 2010 г. – 102 248 единиц), – поясняют свою инициативу авторы законопроекта Ярослав Сухой и Валерий Крайний. – С учетом размеров автомобильного парка в Украине потребности в утилизации автомобильной техники резко будут расти. В связи с этим появляется вопрос комплексного решения экономических, технических, технологических и организационно-управленческих заданий эффективного использования автотранспортной техники на всех этапах жизненного цикла».
Авторы уверены, только в первый год после ввода налога в госбюджет дополнительно поступит два млрд. гривен как от импорта, так и от внутреннего производства. В то же время внутреннее производство транспортных средств вырастет на 25%, что тоже сулит увеличением бюджетных поступлений от других налогов и сборов. Объемы импорта транспортных средств сократятся не больше чем на 3%, уверены нардепы.
Импортеры совершенно иного мнения. Генеральный директор «Ниссан мотор Украина» Андрей Нестеренко считает, что после введения этого сбора цены на автомобили поднимутся, а сам рынок ожидает незначительное снижение.
– Это необоснованные ставки налога. На соответствующую сумму вырастет стоимость автомобилей. Кроме того, это отразится на потребителях транспортных услуг, поскольку повышение стоимости перевозок всегда сказывается на цене товара, – уверены во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.
Как выход из ситуации автоимпортеры предлагают президенту отправить документы на доработку в парламент и создать рабочую группу для разработки концепции и национальной программы по комплексной системе утилизации не только автомобилей, но и бытовой техники, продуктов сервиса и так далее.
… Планируется, что закон вступит в силу с 1 сентября этого года, а пока его еще должен подписать глава государства. Согласится ли президент с нардепами, покажет время, а пока интернет-сообщество кипит по поводу инициативы парламентариев.
«Иномарки на таможенную территорию Украины ввозятся в таком техническом состоянии, в котором отечественные автомобили никогда не будут. Так что утилизационный сбор в первую очередь должны платить производители отечественного автопрома», – пишет пользователь Денис Сухотин.
«Не принята самая главная мера – привести стоимость продукции отечественного автопрома в соответствие к его качеству. И никакие другие меры уже будут не нужны», – добавляет пользователь tarakan67.
«Как можно платить за то, чего нет??? – возмущается на одном из сайтов Oleg Ermolaev. – У нас пока есть только разборка и вторчермет, но там тебе платят. Хоть бы ради приличия сделали хоть одно предприятие по утилизации, а вообще, мне не понятен смысл «утилизация автомобиля». Утилизация резиновых изделий автомобиля – да, утилизация электролита – да, но все остальное – это вторсырье, которое утилизировать не нужно, его нужно скупать и перерабатывать».
Кто будет платить новый налог?
– Те, кто ввозит на таможенную территорию Украины транспортные средства и кузова к ним
– Те, кто производит транспортные средства на таможенной территории Украины для продажи на внутреннем рынке.
– Те, кто приобретает транспортные средства у лиц, не обязанных этот налог платить.
Кто не будет платить новый налог?
– Те, кто ввозит в Украину транспорт, принадлежащий диппредставительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, которые пользуются привилегиями и иммунитетом согласно нормам международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
– Те, кто ввозит в Украину автотранспорт, раньше вывезенный за пределы Украины.
– Иностранцы, временно приехавшие в Украину на личном авто.
– Те, кто транзитом провозит транспорт через Украину.
– Владельцы, которые ввозят в Украину машину старше 30 лет, если у нее не заменяли раму, двигатель и кузов, она не используется для платной перевозки пассажиров или грузов и принадлежат к предметам коллекционирования или антиквариата.
– Производители транспортных средств, взявшие обязательства утилизировать снятый с эксплуатации транспорт.
– Те, кто покупает автомобиль, зарегистрированный или перерегистрированный до 1 сентября 2013 года, или приобретает на территории Украины авто у тех, кто не является плательщиком этого налога.
– Те, кто ввозит на таможенную территорию Украины транспортные средства в таможенных режимах других, чем режим импорта.
– Те, кто выпускает транспортные средства по циклу «сварка – окраска – сборка» ((за кузов-то уже уплачено!) и выполняет Программу создания и/или модернизации производственных мощностей и рабочих мест.
– Те, кто ввозит на таможенную территорию Украины транспортные средства, определенные в соответствии с законом Украины как гуманитарная помощь.
– Не облагаются налогом транспортные средства для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
– Не облагаются налогом транспортные средства специального назначения – для медиков, спасателей, пожарных, приобретенные за счет бюджета или средств фондов общеобязательного государственного соцстрахования.
Сколько платить?
Размер этого сбора будут определять, исходя из ставок и коэффициентов для каждого вида транспортного средства, объема двигателя, года выпуска, массы и других характеристик. За ввоз кузова будут брать столько же, сколько и за целое транспортное средство. Для легковых автомобилей ставка сбора составит 5500 грн., для автобусов – 11 тыс. грн., грузопассажирским и грузовым автомобилям – 11 тыс. грн. Аналогичная сумма ставки и для самосвалов – 11 тыс. грн. Для примера: с новых легковых автомобилей будет уплачиваться сумма в пределах 4,73-30,2 тыс. грн., с подержанных – 9,46-60,5 тыс. грн. – все зависит от объема двигателя. Эти суммы будут взиматься с импортеров при растаможивании, а с производителей при продаже.