Ректор самого необычного крымского вуза рассказал «Газете», как он задумал университет и зачем его создал
21 июня отметит 20-летие Крымский инженерно-педагогический университет (КИПУ). Вуз этот – особый: он объединяет вроде бы несовместимые специальности, студентам здесь преподают шахматы, а у входа высится постамент для памятника будущему нобелевскому лауреату. В канун дня рождения КИПУ «редакция» встретилась с его создателем и бессменным ректором Февзи Якубовым.
…А НАЧИНАЛИ В АКТОВОМ ЗАЛЕ УЧИЛИЩА
– Февзи Якубович, как родилась идея такого вуза?
– За 50 лет депортации крымские татары начали терять свой менталитет. И при возвращении на родину главными, на мой взгляд, становились проблемы его возрождения. Нужен был университет. Эту идею я начал муссировать среди крымскотатарской интеллигенции, еще живя в Ташкенте. Начало 1990-х – время, когда модно было разрушать, а не созидать, время конфликтов и противостояний. Потому второй задачей было отвлечь молодежь от этих криков и митингов, сказать ей: «Слушай, молодежь! У тебя впереди жизнь, надо получить образование. Давай мы откроем университет, а ты приходи к нам учиться!» И была еще третья составляющая. Полвека в Крыму шла мощнейшая пропаганда: крымские татары – предатели, враги. Избавиться от этого ярлыка можно было только одним путем: на деле доказывая своими знаниями, что мы не такие. Университет создавался, чтобы возрождать менталитет крымскотатарского народа, но это возрождение должно было происходить не в вакууме, а в реальной жизни, в интеллектуальной дискуссии и во взаимодействии с другими культурами.
– Насколько трудно было реализовать задуманное?
– В первый мой приезд в Крым я не нашел у руководства республики понимания. В лучшем случае, молча слушали. Тогда я сделал другой, более серьезный ход. В апреле 1991-го мы провели в Симферополе совместную научную конференцию: 276 крымскотатарских ученых и около 500 ученых Крыма. И это был первый реальный шаг к тому, чтобы интеллектуальная нота крымских татар зазвучала в автономии. Потом я упорно пробивал свою идею в верхах и в Москве, и в Киеве. Если хотите, пользовался личными связями – я 18 лет заведовал в Ташкенте машиностроительной кафедрой, мы выполняли работы для космоса, для военной промышленности, при кафедре был собственный машиностроительный завод, и у нас в гостях бывало много уважаемых людей. В частности, я обращался за помощью к академику Борису Евгеньевичу Патону.
– Много ли было студентов в первом наборе?
– 325 человек. У нас поначалу даже помещения своего не было, занимались в училище напротив 7-й горбольницы. В актовом зале в четырех углах проводили занятия четыре наши преподавателя, так мы начинали. На ул.Ростовской для нас строился корпус, но так его и не построили. А потом расформировали военное училище, и его часть решили отдать нам. Но было очень много конкурентов, жесткая борьба. Мне в Ялте удалось встретиться с Леонидом Даниловичем Кучмой. Благодаря его помощи мы в 1996-м получили эти корпуса, и развитие с тех пор пошло не по дням, а по часам. У нас уже 18 тысяч выпускников. Леонид Данилович, кстати, до сих пор поддерживает нас: ежегодно пятерым самым талантливым студентам дает именные стипендии, 12 тысяч гривен в год каждому.
ЯРКИЕ ЦВЕТЫ РАЗНЫХ СОРТОВ
– Ваш вуз отличается от других необычным набором специальностей.
– Да, мы сочетаем, казалось бы, несочетаемое: среди 26 наших специальностей есть педагогика, филология, история, инженерия, информатика, экономика, дизайн, изобразительное искусство и даже музыка. Получился непривычный симбиоз, и у многих создается впечатление, что в итоге может пострадать качество образования. Но в этом отношении мы, наоборот, отвечаем мировым стандартам: там в одном университете могут быть и медицина, и авиация, и сельское хозяйство. Для нас такое разнообразие направлений было необходимостью, ведь, повторюсь, надо было менталитет народа восстанавливать.
– У вас учатся только крымские татары?
– Конечно, нет! Университет не может быть создан сугубо по национальному признаку, так не бывает. Среди наших студентов и преподавателей половина – крымские татары, половина – другие национальности. Только таким естественным путем, а не с помощью политики, можно прийти к истинной толерантности, к пониманию чужой культуры и к ее уважению. Наши студенты общаются по законам естественного мира: они рассказывают друг другу анекдоты, что-то учат вместе, шпаргалки пишут, курсовые делают. Только поликультура дает возможность развиваться каждой культуре отдельно. Я студентам часто говорю: если есть дома огород, проведите такой эксперимент. Возьмите два соседних одинаковых участка и на одном посадите цветы только одного сорта, а на другом – разных сортов. Уже на третий-пятый год вы увидите, как плохо растут цветы одного сорта – они постоянно забирают из почвы одни и те же вещества, и в итоге почва беднеет. Тогда как цветы разных сортов, наоборот, становятся все лучше и ярче, дополняя друг друга. Мы должны научиться жить и общаться в таком мире. Все усилия университета на это и направлены – на толерантность, на добро.
СПОРТСМЕНОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО в шахматы играть обязан
– В КИПУ действительно преподают шахматы как учебную дисциплину?
– Да, с самого основания университета студенты всех педагогических специальностей все 5 лет обучаются шахматам. Шахматы – это не просто игра, это завитки мозговые. У нас культ шахмат, среди вузов мы 12-кратные чемпионы Крыма по шахматам в командном первенстве. А в Украине никогда не опускаемся ниже пятого места. Но даже не места важны: наши выпускники по цепной реакции будут обучать шахматам своих учеников, своих детей, внуков.
– Какие специальности КИПУ были самыми востребованными 20 лет назад и какие сейчас?
– Вуз открывался на базе четырех специальностей, а сегодня их 26, так что трудно сравнивать. Как ни странно, не падает популярность экономических специальностей. Нам уже бюджет на них сокращают – на коммерцию студенты идут. Востребованы практическая психология и дефектология. Вновь выросла востребованность дошкольного воспитания – рождаемость ведь увеличилась. История и информатика всегда популярны. С инженерным направлением положение сейчас поправляется. На той неделе у нас здесь начал обучение инженерный персонал завода «Фиолент»: мы получили в дар от англичан шесть программ «Делкам», а также у нас есть немецкое оборудование. На базе этих программ мы готовим инженеров, специалистов, соответствующих европейским стандартам.
«ЭТА ИДЕЯ МЕНЯ ТЯНЕТ И ДЕРЖИТ»
– Кандидат в нобелевские лауреаты в стенах университета еще не появился?
– Нет, что вы, это так быстро произойти не может. Но постамент для него уже готов, ждем.
– Хорошо, а на ближайшее будущее какие планы?
– В 2000 году Кучма подписал приказ о создании Центра полиэтнической культуры молодежи при нашем университете. Но в украинской политике все постоянно меняется, Ющенко и Тимошенко это было не интересно. В прошлом году я встретился с премьер-министром Турции Эрдоганом, он приезжал в Ялту, и у нас была двухчасовая беседа, я смог заинтересовать его идеей создания Центра полиэтнической культуры. И сегодня Турция готова финансировать его – а это более 20 млн. гривен.
– Чем это выгодно для Турции?
– Здесь будут обучаться турецкие студенты (но на платной основе, не на бюджете). В выставочном зале будем рекламировать продукцию Турции, будем рекламировать турецкий интеллект. Сам по себе комплекс будет своеобразной рекламой турецкого мира, думаю, именно это для Турции главное.
– А когда строительство начнется?
– Проект готов, надеюсь, что в этом году первый фундамент уже зальем. В центре будут два общежития (мужское и женское, на этом турецкая сторона настояла), спортивный комплекс, кстати, один из лучших в Крыму, под землей будет библиотека и книгохранилище, наверху – выставочный зал, серьезные конференц-залы. Первый этаж всех этих корпусов отведен под гостиницу – в Крым будут приезжать профессора со всего мира: год будет преподавать японец, год – китаец, год – турок, год – англичанин. Летом здесь будут для молодежи лагеря на два месяца каникул. Я вам честно скажу: если бы сегодня эта идея не разрешалась таким благополучным способом, я бы уже ушел с ректорства, настолько устал. Но эта идея меня держит, она меня врубает в работу. Создание центра – моя мечта, и я уверен, что она осуществится.
Беседовала Татьяна Шевченко
Фото Светланы Борисовской