Еще семерым членам этой крупной группировки вынесен приговор – через 20 лет после их преступлений. Экс-милиционер рассказал «Газете», почему они оставались безнаказанными так долго
Группировка Виктора Башмакова «правила» полуостровом в 90-е годы, в основном, промышляя рэкетом и заказными убийствами. Сейчас, спустя 20 лет, члены группировки попадают туда, где им и место – за решетку. Сам Виктор Башмаков до приговора не дожил: в 1994 году его расстреляли по заказу одного из должников. Сколько всего человек состояло в ОПГ – подсчитать невозможно. По оценкам тогдашних «оперов» – несколько сотен. Бывший сотрудник милиции Владимир (фамилию он просил не называть), который в свое время шел по следу «башмаков», рассказал «Газете», как они покупали милицию и как к ним относились в преступном мире.
Восемь убийств, четыре покушения...
На скамье подсудимых суда Центрального района Симферополя оказались семеро членов группировки. О личностях осужденных предпочитают не распространятся. Известно, что к руководству ОПГ они не принадлежали. Согласно приговору суда, преступники получили от 10 до 15 лет с конфискацией имущества за серию тяжких преступлений. В период с 1993 по 1999 «семерка» совершила восемь убийств и четыре покушения. Семеро «башмаков», который на прошлой неделе получили приговор – не первые члены этой ОПГ, которые попадут за решетку. В 2011 году, 18 октября, апелляционный суд Одессы на закрытом заседании вынес приговор сразу 22 членам банды. Тогда двое получили пожизненное, шестеро – от 13 до 15 лет, а остальные меньшие сроки. До сих пор фамилии подсудимых, как и судьи, который вел дело, хранятся в тайне.
Среди милицейского начальства у «башмаков» были «свои»
Почему только сейчас «Башмаки» получили сроки? На этот вопрос «Газете» ответил Владимир, человек, который пытался посадить их в 90-е.
– Тогда в Крыму правили две крупные ОПГ, – рассказал он, – «башмаки» и сейлемская группировка. «Башмаки» именовались так в честь их руководителя – Виктора Башмакова, а «сейлемские» в честь популярной тогда марки сигарет Salem. Были и другие ОПГ, но мелкие. Например, имдат. Но вся эта мелочь на территории двух главных ОПГ не лезла, поскольку знали, что их просто вырежут за такое. Почему тогда их не пересажили? Из-за «отсутствия улик»! В ментовской верхушке того времени у тех же «башмаков» были свои люди. Представьте: мы – опера, собирались на обыск. В кабинете начальства получали конверты, в которых были адреса, куда мы едем с обыском. По директиве мы открывали их уже сидя в машине. Через 20 минут приезжали на место – а там уже никого нет и все «чисто». Кто сдал? Ясно, что только наше начальство получало доступ к оперативной информации раньше, чем мы.
Башмаков брал в группировку гопников и наркоманов
– Чем «башмаки» выделялись? Да ничем. Головорезы. Правда, на фоне сейлемских они выглядели «не представительно». У первых был почерк: они занимались, как бы это сказать, утонченными преступлениями. Ко всему подходили аккуратно и пытались обезопасить как руководство ОПГ, так и «торпед» (рядовых членов банды). Да и к себе брали новичков неохотно и по рекомендации. Башмаков же вокруг себя собрал всю гопоту, которую только смог. Вот кому дома жрать было нечего – шли туда в надежде на лучшее будущее. Они были откровенными беспредельщиками и работали очень топорно, устраняя нежелательных людей открыто, я бы даже сказал, внагляк. Не знаю, может, они так демонстрировали свою неприкосновенность? Поэтому и их «мочили» часто. Их «торпеды» зачастую полными придурками были или нариками, и на войне с сейлемом мерли как мухи.
Члены ОПГ «спонсировали» учебу молодых милиционеров
– Были у «башмаков» и карманные менты. Пацану, который только начал работать в милиции, чтобы как-то подняться по карьерной лестнице, необходимо было закончить юракадемию. Государство, естественно, платить за это не собиралось. В обглоданной Украине деньги на образование ментов предусмотрены не были. Вот и приходилось пацанам обращаться к «спонсорам». А кто в тот момент мог проспонсировать учебу рядового мента? Конечно, бандиты. Таким образом они получали карманного мента, который должен был отрабатывать деньги, на него затраченные. Даже среди довольно серьезных офицеров были те, кто оказался на должности благодаря «спонсорству» Башмакова и его братьев по оружию. Поэтому сейчас, когда вся тогдашняя милицейская верхушка ушла, а прикормленные, наконец, избавились от своих кредиторов, стало возможным пересажать всех этих
На фото: Симферопольское кладбище Абдал. Могила Виктора Башмакова. «Приговор» главному «башмаку» вынес должник: по его заказу Виктора в 1994 году расстреляли под Симферополем. сам заказчик был убит через год.