1-го апреля 1953 года на первых полосах всех советских газет были опубликованы передовицы, варьировавшие в своих заголовках слова о благе народа и посвященные очередному снижению розничных цен на продовольственные и промышленные товары. И это была отнюдь не первоапрельская шутка.
На первых же полосах газет напечатали и само постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о снижении цен с подробным перечислением всех тех товаров, которые теперь станут дешевле, и указанием (в процентах), насколько снизится их стоимость. Ощутимее всего подешевели картошка, овощи и фрукты – на 50%. Чай и кофе стали стоить на 20% меньше. Крупы, хлеб, макароны, майонез, яйца, рыба – на 10%. Мясо – на 15%. Ткани и одежда подешевели от 5% (шерстяные ткани) до 20% (чулки и носки). Холодильники и стиральные машины подешевели на 20%, швейные машины – на 10%, пылесосы – на 25%. И так далее и тому подобное: под приказ попала множество самых разных товаров: от телег – до спичек, от колбасы – до махорки. Газеты писали, что «особенности нового, шестого по счету снижения (с 1947-го цены снижали 6 раз, снижение 1953 года стало последним. – Ред.), состоят в том, что оно распространяется на все продовольственные и промышленные товары массового потребления» и «принесет трудящимся самый крупный выигрыш в сравнении с теми, какие получало население в результате снижения цен в прошлые годы». Множество заметок было посвящено тому, как восприняли известие о снижении цен советские труженики. Заголовки говорят сами за себя: «Большое спасибо», «Великая забота», «Новая радость». На газетных и журнальных фотографиях полки столичных магазинов просто-таки переполнены яблоками, апельсинами, бананами, счастливые женщины складывают в сумки многочисленные покупки, а милые продавщицы взвешивают товар для очередных, выстроившихся в небольшую дисциплинированную очередь покупателей. Журнал «Советский Союз» приводил слова директора московского «Гастронома №1»: «Ежедневно мы продаем теперь на несколько тонн больше высокосортных хлебобулочных и мясных изделий. Продажа ветчины по сравнению с мартом увеличилась вдвое, животного масла в полтора раза… Особенно много магазин продал за эти пять дней фруктов, цены на которые, как известно, снижены наполовину. Вместо полутора тысяч штук лимонов магазин каждый день продает теперь до 8 000 лимонов. В таком же примерно объеме увеличилась продажа апельсинов, а яблок – в 2-3 раза». При этом журнал резюмировал: «Картина, нарисованная директором магазина "Гастроном", характерна для всех торговых предприятий страны». Но этот вывод, видимо, был не совсем честным.
Подробнее читайте в газете