Спасая самоубийцу, помогите ему «растянуть время»

Что делать, если молодой человек решает покончить с собой, и как заметить эту готовность? Специалист, спасший не одну жизнь, дает конкретные рекомендации

Раз в три-четыре дня сводки Крымского главка МЧС поражают страшным словом – суицид. Повешение, прыжки с многоэтажек и даже самосожжение, как это было в феврале в селе Амурское Красногвардейского района. Подавляющее большинство тех, кто по собственной воле расстался с жизнью – мужчины. Возраст разный. И невольно задумываешься, почему человек сделал такой страшный выбор. Но особенно бьют по нервам истории детей, которые обрывают свою только начавшуюся жизнь. 

Наверное, у каждого есть истории друзей и близких, в чьем окружении кто-то покончил с собой. На моей памяти один такой случай произошел в Ялте, когда повесился пятиклассник, сын хороших знакомых, а второй – в Зуе, где тем же образом расстался с жизнью 21-летний племянник соседей, Женька.

Я, помнится, тогда поехала на похороны в Зую, хотелось не только высказать соболезнования, но и понять, что произошло с этим симпатичным, улыбчивым юношей. Разговаривала с его друзьями, соседями… Мать все сидела у гроба, отец все время курил. Версий его смерти – никаких. Было известно, что в день самоубийства Женя выпивал в кругу ребят, вечером они собирались смотреть футбол у него дома, в маленькой общежитской квартирке. Перед этим мать позвала ужинать, он сказал, что сейчас. А через 10 минут юноши не стало. 

Он повесился у себя в комнате на каком-то шпагате, привязав его к дверце шкафа. Как шпагат не оборвался под довольно высоким и упитанным парнем, почему не соскочила веревочка, почему сработал этот страшный механизм? Так появился устойчивый страх, что необратимая мельница жизни может приблизить такую же историю на расстояние вытянутой руки. 

История №1. Смерть из-за телефона?

Вот совсем недавняя трагедия. В ноябре прошлого года жительница с. Марьяновка Красногвардейского района нашла своего 14-летнего сына Дилявера повешенным в сарае. Звонок в милицию поступил в 21.30. К этому времени в селе уже знали о страшном происшествии. В социальной сети «ВКонтакте» на странице Дилявера первая запись появилась в этот же день в 21.28: «Помним. Любим. Скорбим». Следом еще с десяток идентичных записей и только одна: «Зачем???».

Действительно, почему ушел из жизни и этот обычный сельский паренек? Обида, непонимание, одиночество? Мы узнавали: семья полная, благополучная, Дилявер был третьим ребенком, его старшие брат и сестра уже закончили Марьяновскую среднюю школу, где в 9-м классе учился и он. Директор школы Оксана Черник тогда рассказала «Газете», что лично видела его в день смерти, он опаздывал на урок. Дилявер учился средне, хулиганом не был, но мог сбежать с уроков. Эмоционально был неустойчив, мог вспылить. Но так можно охарактеризовать практически любого подростка. 

– С прошлого года успеваемость Дилявера стала падать, он начал курить, – говорит Оксана Черник. – А тут 9-й класс, выпускной. Мы со всеми родителями проводим индивидуальные беседы, чтобы, пока не поздно, обратили внимание на оценки, подготовку к экзаменам. Родители Дилявера всегда ходили на собрания.

От жителей Марьяновки нам удалось узнать, что косвенным поводом для суицида мог стать мобильный телефон, который на уроке отобрал учитель. Директор категорически отрицает это.

– Да, действительно, классный руководитель взяла телефон Дилявера, которым он пользовался на уроке. Но парень отдал сам, добровольно, а после уроков получил обратно. Никакой истерики не было, рядовой случай. 

 

История №2. Твое тело – твое дело


По статистике ежегодно в мире кончают с собой более 4 млн. человек. Еще 19 миллионов совершают неудачные попытки самоубийства, это суициданты. Из них какой-то процент попадает к специалистам, психологам и психиатрам. Если это подростки, то их приводят родители. 

Наталья Путятова почти 30 лет работает психологом в КРУ «Психиатрическая больница №5» в симферопольском микрорайоне Строгановке. По ее определению, смысл суицида, как правило, в том, что человеку не хватает времени для переживаний и овладения какой-либо ситуацией. Тогда он принимает лихорадочные, необдуманные решения, и в какой-то момент время сжимается так, что единственный выход из создавшегося положения – это, условно говоря, выпрыгнуть из окна. 

16-летний юноша, один из пациентов Натальи Георгиевны из окна не прыгал, он перерезал себе вены. Ему удалось выжить, близкие оказались рядом.

– Тогда это был уже сформированный, накачанный мальчик. Вполне нормальный и хороший. В какой-то момент его девушке кто-то сказал, что с ним что-то не так, в чем-то он не силен. Она заявила, что дружить с ним не будет. Для него – трагическая ситуация. И дело не в опыте или отсутствии его, а в том, что подросток не получил возможности оправдаться. 

Казалось бы, что такого? Но в таком возрасте свои ориентиры. Наталья Георгиевна поясняет, что подросток, перестав быть ребенком, еще не стал взрослым, у него нет концепции своего «я». И это состояние вызывает у молодого человека постоянную тревогу. Наталья Георгиевна рассказала, как она построила работу с этим вполне конкретным 16-летним парнем. 

– Помахав пальчиком перед его носом и сказав «ай-ай-ай, как нехорошо», в его ситуации можно вызвать негативистическую реакцию, это приведет к повторному суициду. Поэтому разговор начинается с того, что твое тело – твое дело, и ты сам принимаешь решение, это же твоя жизнь. Но, с другой стороны, ты можешь уйти из жизни всегда. Может быть, еще не время? Таким образом я раздвигаю время для переживания этой ситуации. И теперь уже мы можем подумать вдвоем. 

История №3. Преодолеть предательство

Наталья Путятова использует гуманистический метод работы, который требует безусловного принятия клиента (пациента). Главный прием: уважение. Может быть, поэтому один из пациентов, который попал к ней мальчиком, став взрослым мужчиной, приходит каждый год, чтобы продемонстрировать: я жив. 

– Это история предательства, – вспоминает Наталья Георгиевна. – Его родители были заняты своей карьерой, не давая тепла и не высказывая понимания, требовали соблюдения определенных норм и условий. Типа: делай так и так, а иначе это помешает нашему статусу, государственной службе. Тогда ребенок нашел что-то наподобие секты, группу близких ему духовно людей. А те, кто возглавлял эту, условно, секту, сказали однажды: раз родители против, мы тебя исключаем. С точки зрения подростка это предательство и со стороны родителей, и со стороны тех, на кого он возлагал надежды.

Наталья Путятова рассказывает, что добровольно уходят из жизни чаще всего мальчики, потому что их действия более продуманные. Это истинный суицид, он может готовиться месяц, два, три. 

– А девочки более импульсивные, демонстративные, их попытки менее продуманные, - говорит Наталья Георгиевна. – Но бывает и так, что, допустим, девочка кричит, повешусь, и бежит в ванную, хватает веревку, накидывает на крючок какой-то. Но одной ногой упирается в унитаз. А унитаз-то скользкий, и чулок скользкий. И все может совершиться не потому, что она этого хочет, а потому, что это – случайность. Некоторые демонстративные суициды тоже могут закончиться «успешно». Но человек, который на это идет, совершенно не хочет умирать, наоборот, он хочет жить лучше. 

Импульсивные и демонстративные формы суицида совершенно непредсказуемы, реально можно распознать только истинный. 

– При истинном суициде человек к нему готовится, он меняется, становится прямо противоположным: скупой становится щедрым, замкнутый становится общительным и наоборот. Когда человек проявляет себя в несвойственной манере, родные и близкие должны напрячься, побыть рядом с ним. 

Казалось бы, чего проще. Мы, собственно, существа коллективные, нам свойственно жить в стае, семье, общине. Но теория разбивается о стену статистики и сводок МЧС. И все же, своих детей оберегать должны родители: дать им возможность найти свое «я», помочь растянуть время. 

Алена Попова

Важно запомнить

Родители, не ведитесь на хамство

Дети в поиске своего «я» могут грубить, хамить, провоцировать взрослых на соответствующие агрессивные действия и получать право на сатисфакцию или полностью уходить в себя.

– Я склонна считать, – говорит Наталья Путятова, – что к этому нужно относиться терпеливо, не обращая внимания на формы, немножко подождать, хотя бы рядом «потоптаться». Чтобы время, которое у него есть, не превратилось в сокращенное, не вызвало паники. Почему подростки не воспринимают нас, взрослых, как собеседников? Потому что мы их так приучили: мы можем их только накормить, наказать и «позудеть», что правильно, а что нет.


Самоубийств не бывает… 

Марина Цветаева: «Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу не жить» (написано в 1940-м, за год до самоубийства).

«Есть лишь убийства на свете, запомните, самоубийств не бывает вообще» (Евгений Евтушенко, «Елабужский гвоздь», памяти Марины Цветаевой, 1967).