«Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы»

Эти слова святого Иоанна Дамаскина, пожалуй, как нельзя лучше раскрывают суть приближающегося Великого поста

Всего два дня осталось до конца Масленой недели. Хозяйки дожаривают последние порции блинов, а на городских площадях шумят народные гулянья. Завершается Масленица Прощенным воскресеньем – примирением с близкими и прощением обид. В этот день православные христиане морально и духовно готовятся к Великому посту, начинающемуся со следующей недели. И он, призванный напоминать о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, и все другие посты – в первую очередь время обновления, покаяния, духовного очищения и молитвенного напряжения, в то время как ограничения в пище – лишь сопутствующее, но не главное. Вот что говорили о Великом посте великие люди – начиная от служителей ранней православной церкви и христианских философов и заканчивая русскими писателями XIX-ХХ веков.

***

«Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем. Что пользы, когда мы проводим пост без добрых Дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыре-десятницу», – ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее...» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь...».
Святитель Иоанн Златоуст, из бесед о толковании книги Бытия

***

«Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь».
Архимандрит Иоанн Крестьянкин

***

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя».
Преподобный Ефрем Сирин

***

«Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: «Стой, христианин; оглянись на жизнь свою». На улицах пусто. Карет нет. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!.. К чему так быстро летит ничем не заменимое наше время? Кто его кличет к себе? Великий пост – какой спокойный, какой уединенный его отрывок!».
Николай Гоголь, «Петербургские записки 1836 года»

***

«Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью:
– Пост да молитва небо отворяют!
Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:
– Грибки монастырские!
– Венечки для очищения!
– Огурчики печорские!
– Сниточки причудские!»
Василий Никифоров-Волгин, из рассказа «Великий пост»

***

«С раннего утра Чистого Понедельника, почти с рассвета, открывался на Москворецкой набережной всемосковский грибной торг. Это было грандиозное скопление товаров, саней, продавцов и покупателей. Трактиры и рестораны запасались здесь постной провизией до самого лета. Здесь были соленые грузди, белые грибы, маринованные опенки – в огромных чанах и кадках; стояли открытые бочки с квашеной капустой, с солеными огурцами, мочеными яблоками, с лущеным горохом. Чего только здесь не было! И редька, и картошка, и всякие овощи. Длинными нитями и гирляндами висели по стенам палаток и на поднятых кверху над санями оглоблях сушеные грибы разных достоинств - белые и желтые, а также дешевые темные «шлюпки». Здесь и корзины с клюквой, и чаны с душистым медом – липовым и гречишным – всего не перечесть! Тут и изюм, и вяленый «кувшинный» виноград, и длинные черные «царьградские» стручки, жесткие, как щепки, и при разгрызании пахнущие ванилью. И все это на потребу москвичам в течение семинедельной благочестивой жизни!»
Николай Телешов, «Москва прежде»

***

«– В первую неделю Великого поста до субботы святые отцы положили сухоядение, но трудящим и слабым не грех даже чайку попить, у меня же до самого воскресенья ни крошки во рту не было, и потом во весь пост я не разрешал себе масла ни отнюдь, а в среды и пятницы так и вовсе ничего не кушал. То же и в малые посты. Бывало, в Петровки наши заводские хлебают щи из судака, а я в стороночке от них сухарик сосу. У людей сила разная, конечно, но я об себе скажу: в постные дни мне не трудно было и так даже, что чем больше усердия, тем легче. Хочется кушать только в первые дни поста, а потом привыкаешь, становится все легче и, гляди, в конце недели совсем ничего и в ногах этакое онемение, будто ты не на земле, а на облаке».
Антон Чехов, из рассказа «Убийство» (фрагмент монолога Матвея Терехова)

***

«С половины Великого поста Качерин почувствовал, что в мир надвигается что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности. И хотя оно называлось старым словом «праздник» и для всех других было просто и понятно, Качерину оно казалось новым и загадочным, – таким новым, как сознание своего существования.
Леонид Андреев, из рассказа «Праздник»


На рисунке: «Христос в пустыне», Иван Крамской, 1872 год. Чтобы передать чувства, охватывающие душу в пустынных гористых местах, художник приехал в Крым и встречал в Чуфут-Кале рассвет за рассветом.