Памятники представительницам прекрасного пола на полуострове можно сосчитать по пальцам. Чем ближе Международный женский день, тем чаще звучат оды женской красоте, вдохновляющей поэтов и художников. А вот скульпторы слабый пол, похоже, обходят стороной. Во всяком случае, в Крыму «женских» памятников гораздо меньше, чем «мужских».
Императрицу заменили молотобойцем
Не претендуя на абсолютную точность, заметим, что в столице Крыма памятников, посвященных женщинам, как-то вовсе не наблюдается. Пушкин у Русского театра сидит, Богатиков у Театра кукол поет, Ленин на площади своего имени в коммунистическое далеко вглядывается, Суворов на Салгир посматривает, братья Айвазовские за движением транспорта следят, Чайковский оперся на рояль у музучилища – от центра и до окраин исключительно мужская компания подбирается. Век назад ни одного из этих памятников не существовало. И Международного женского дня не существовало тоже. Однако над городским садом (нынешний Центральный парк культуры и отдыха) возвышалась женская бронзовая фигура – памятник императрице Екатерине Великой, установленный и торжественно открытый в 1890-м году.
Императрица стояла на постаменте в окружении сподвижников. С передней стороны постамента расположились князья Потемкин и Долгоруков, справа находился бюст Суворова, слева – Якова Булгакова, посланника России в Османской империи. Нетрудно догадаться, что после революции бронзовая Екатерина покинула свой пьедестал. В первый раз императрицу сняли в мае 1919-го, затем Крым был вновь захвачен белой армией, и Екатерину вернули, но в мае 1921-го свергли уже окончательно. А на этом же самом постаменте установили другую фигуру – мужскую, символическую: мускулистый детина бил молотом по сковавшим мир цепям рабства. Полное название памятника звучало так: «Освобождение Крыма как этап борьбы за торжество мирового пролетариата». Интересно, что пьедестал «Освобождения» тоже окружили бюстами: Ленина, Маркса, Энгельса и Троцкого. Затем молотобойца заменили статуей Ленина, а ее, в свою очередь, – памятником Ленину и Сталину, который в итоге тоже убрали и соорудили на этом месте фонтан. Не так давно памятник Екатерине вроде бы собирались восстанавливать, но пока этот проект далек от воплощения в жизнь, и Симферополь, видимо, еще долго будет городом мужских памятников.
От девушки с веслом – к девушке с книгой
Справедливости ради надо сказать, что женские фигуры в монументальном искусстве крымской столицы тоже встречаются, но речь идет не о памятниках каким-либо конкретным представительницам прекрасного пола, а об абстрактных женских образах. К примеру, «Три физкультурницы» и «Девушка с книгой» в Гагаринском парке, продолжающие традицию советских девушек с веслом. Кстати, когда место Екатерины в Центральном парке занял молотобоец-освободитель, компанию ему составили именно девушки с веслами, мячами, дисками и прочими спортивными принадлежностями – такие скульптуры появились вдоль аллей парка в 1930-х. Что же касается девушек из Гагаринского, то они воцарились там со времен создания парка, то есть с 1960-х.
Есть в Симферополе и женские скульптурные образы, созданные в более позднее время. Так, во внутреннем дворе Таврического национального университета стоит созданный в 1981 году памятник преподавателям и студентам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой женскую фигуру, держащую в одной руке лавровую ветвь, а в другой – раскрытую книгу. Женская фигура стала смысловым и композиционным центром и мемориала, установленного в 1973-м в Дубках на месте массовых расстрелов крымчан в 1941-1945 годах. Еще одна женская фигура – часть монументально комплекса «Возрождение», украсившего в 2004 году фасад главного корпуса Крымского инженерно-педагогического университета. Наконец, женским можно назвать и памятник «Крымскому учителю», установленный в 2008 году возле здания Крымского республиканского института последипломного образования. Его главная героиня – учительница, к которой доверчиво прильнули четверо детишек. Кстати, считается, что это первый в Украине памятник педагогу.
У моря женщин больше
Приморским городам полуострова повезло с женскими памятниками чуть больше. В Ялте, Балаклаве и Саках установлены памятники Лесе Украинке (поэтесса лечилась в Крыму). В Феодосии в 2004-м открылся восстановленный (хотя и не совсем в прежнем виде) фонтан-памятник «Доброму гению». Изначально он был создан в 1890-м году в знак благодарности горожан семье Айвазовских. В бронзовой женской фигуре фонтана угадывалась супруга художника Анна Никитична, подарившая городу воду принадлежащего ей Субашского источника. В Севастополе в 2008-м установили памятник Екатерине II (в отличие от Симферополя, в Севастополе до революции памятника императрице не было). Наконец, в Алуште в октябре минувшего года на территории больницы открылся памятник Надежде Сусловой, первой женщине-врачу в Российской империи. С 1895 года и до самой смерти (в 1918-м) Суслова жила в Алуште, в Профессорском уголке, в имении своего мужа профессора Голубева.
В Ялте, кроме того, в 2004-м появился памятник чеховской «Даме с собачкой» – не то что бы конкретная исторически существовавшая дама, но все же. Ну и, если уж на то пошло, в этот же перечень можно добавить знаменитую мисхорскую Русалку – вопреки названию, вид у нее вполне человечий.