«редакция» изучала книжные предпочтения симферопольцев
Книга – источник знаний и мудрости, а еще лучший подарок… Эти давние истины сегодня подверглись серьезной коррекции. Виной тому, конечно, конкуренция со стороны телевидения и Интернета, но не только. Читать стало «не модно», «не круто», «не отпадно» и т. п. Эта сфера умственной деятельности вытеснена бизнес-интересами или банальней – «золотым тельцом». Может, не навсегда? Мы-то как раз книги любим, бумажные по-прежнему в приоритете перед модными электронными. Поэтому, как сказал бы великий Булгаков, за мной, читатель! По магазинам, книжным!
От киберпанка до Пушкина
Только в центре Симферополя более 10 книжных магазинов – маленьких и больших, подороже и подешевле. Возле кинотеатра «Спартак» – один из них. Посетителей человек пять. Привлекает внимание улыбчивая шатенка, выясняется, будущий экономист Марина Пучкова студентка 5 курса КЭИ КНЭУ. В руках увесистый том Вадима Панова «Кардонийская рулетка».
– Это киберпанк, раздел фантастики. Я люблю такие боевички. Меня папа подсадил на это дело с детства, теперь вместе читаем.
Еще одна молодая дама, Екатерина, просматривает учебники для музыкальной школы. Это – для пятилетней дочки, а себе – по детской психологии. Оказывается, она любитель классики, любит Достоевского, а сейчас увлеклась Салтыковым-Щедриным. Книги предпочитает иметь свои, библиотекой и Интернетом не пользуется.
Марина Макарова пришла в магазин за эзотерикой:
– Привлекает целительство, астрология, руны. Просто я мастер рейки и собираю все методики, которые позволяют развивать свой уровень.
– А художественная литература?
– На это нет времени, – говорит мастер рейки.
Внезапно привлекает внимание разговор посетительницы с продавцом:
– Мне нужен «Кавказский пленник». Дочке назавтра писать сочинение, а она не читала.
– Пушкина?
– Разве? А не Толстого?
Продавец-консультант Владимира Кундиус (Вот такое интересное женское имя с ударением на предпоследнем слоге. Молодцы родители! – Ред.) консультирует уже нас. Она менеджер по образованию, но считает, что занята фактически по специальности.
– Я тоже с людьми работаю, – убеждает Владимира. – Здесь узнаю много нового. Вот книги для детей: с «глазками», без «глазок», разговаривающие, поющие. До этого я не знала, что бывают такие. Цены – до 100 гривен. Я бы тоже взяла своему ребенку.
Старший продавец Татьяна Куликова делится наблюдением, что книги часто берут на подарки, и не только детские, а энциклопедию, фантастику. Самые пиковые дни – до и после Нового года, а еще сентябрь-октябрь, когда идет закупка для школ и детских садов.
– Радует, что книги берут, – с охотой говорит Татьяна. – У людей есть желание почитать. Часто слышу – Интернет. Интернет – это не то.
От Толкина до Пинтосевича
Студент геофака Виктор Целищев вместе с подружкой – в поисках Георгия Зотова и его книги «Апокалипсис» из серии «Ад и рай». Пока не нашел. Из пристрастий – фантасты Сергей Лукьяненко, Дмитрий Глуховский и Джон Толкин (с его книгой в руках мы Виктора и «застукали», любовался новым изданием). Литературу признает во всех видах, в том числе и аудио.
– А классику?
– Классика была в школе, но это уже пройдено, честно говоря, – отвечает Виктор. – Не захватило, честно. Я больше по новым авторам.
– Виктор Пелевин?
– Он у меня в списке ближайших имен, но пока не читал.
В «Книжном доме» на Пушкина встретился еще один толкинист, Максим Замотохин.
– Вот ищу «Хоббита» (Толкин Д. «Хоббит, или Туда и обратно». – Ред.) для сына, ему 6 месяцев…
– ?!
В ответ Максим улыбается, но, похоже, и не думает шутить. Ему 27 лет, работает графическим дизайнером, а нам признается, что фантастика – его любимый жанр. Нравится, что можно с ее помощью помечтать, отвлечься от будней. Новинки читает в основном в Интернете, правда, имен не запоминает, но примерно раз в месяц заходит в книжный. Наверное, по привычке, привитой еще в детстве...
В просторном «Книжном доме» не так чтобы людно, но кто-то постоянно заходит: за открытками, учебниками, специальной литературой. Вот и завмаг Наталья Яцковская отмечает:
– В приоритете издания по самосовершенствованию у нас большой ассортимент. Часто спрашивают Ицхака Пинтосевича. Как выйти из кризиса, как привлечь деньги…
– Вы считаете, это может помочь?
– Да, конечно. Это же не связано с какой-то магией…
«Книжный дом» входит в компанию «Крымкнига», симферопольцы хорошо помнят эту фирму. К ней же относится «Букватория» (бывшая «Буква»), магазин на Севастопольской. Там нам повстречался любопытный покупатель, работник налоговой службы Василий Клименко. Оказывается, налоговики – «утонченные люди».
– Работу нужно с лирикой сочетать, тогда легко все дается. Раньше увлекался китайской поэзией. Мне нравится философская лирика: прочитать минимум, а получить максимум. А они в этом плане мудрецы, а наши не очень. Я как-то взял Безазиева, знаете такого? Он тоже написал книжку типа восточной мудрости. Я полистал – не то.
На сей раз в книжный магазин его привела... покупка кофеварки.
– Вот купил кофеварку серьезную, итальянскую, за 17 тысяч, теперь нужно все про кофе изучить, чтобы получать полное удовольствие.
Василий Степанович вытаскивает книжицу «Истоки кофе». Цена: 455.80.
– Ого, – говорит налоговик и ставит книгу на место.
От Ремарка до Ленина
Книжный магазин – прекрасное место для знакомств. Не находите? А вот нам повезло, мы повстречали «зубра» книжного дела, Владимира Николаева, он в этой сфере 40 лет. Восемь из них работает в магазине «Букинист» на Самокиша, единственном в городе с таким профилем.
– Покупателей такой мизер, что вы даже себе не представляете, – со страданием в голосе говорит Владимир Ильич. – Люди с ума сошли, их ничего не интересует, особенно молодежь. Те заходят очень редко, только если нужна книжка по программе – классика, иностранные языки, философия. Люди читают тогда, когда есть какой-то душевный комфорт. Если он отсутствует, не до чтения…
И все же, остаются книголюбы (пока мы беседовали, зашли два приличных джентльмена, интересовались альбомами, похоже, с живописью). В лидерах, как в старые времена, классика.
– Чаще всего спрашивают Достоевского и Чехова, это самые популярные авторы. Пушкина берут, казалось бы, куда уже, но тем не менее. А вот Толстой – что один, что второй, что третий – вообще не интересует. Из зарубежки – Ремарк, Моэм, Хемингуэй.
В «Букинисте» рассказали: хорошо на продажу влияют телесериалы. Показали «Идиота» с Мироновым в главной роли, сразу стали спрашивать книгу, выпустили фильмы про Пушкина и Есенина – тоже. После «Мастера и Маргариты» сразу возник интерес к Булгакову.
– Последнее время начали спрашивать Ленина, молодые ребята, – говорит Владимир Ильич. – А еще «Капитал». Банкиры берут.
Без Ленина, но с Вознесенской
Последний пункт нашего забега по книжным – «Родное слово». Тоже уникальный магазин, где торгуют православной литературой. Работает 12 лет.
Продавец-консультант Юлия Швец в строгой синей блузке, но приветлива. В магазине полгода, до этого два года проработала на госслужбе, по образованию эколог. Предыдущая трудовая деятельность не удовлетворяла – ни финансово, ни морально. В «Родном слове» все по-другому.
– Когда к нам новая книга поступает, начинаешь изучать, и хочется, чтобы ее покупали. Хочется самой познавать и доносить до людей. Хожу в церковь, потому что, если не ходить и не задумываться, не жить по-православному, будет нелегко здесь работать.
Юлия говорит, что народ приходит самый разный, от 25 и старше.
– Знаете, есть такой автор Александр Торик, московский священник, он очень популярен. Так у него есть «Повесть для детей от 4-х до 100 лет», так и у нас.
Спрашивают разное. Литературу православных писателей (Шмелева, Достоевского, из зарубежных – Честертона), бывает, приходят со списком или ищут книги по тематике, например, о причастии, об исповеди. Есть христианское фэнтези – Юлии Вознесенской (она пишет и для детей). Самая популярная – «Мои посмертные приключения».
– Радует, что люди интересуются, что они неравнодушны. И кстати, сегодня мужчина сказал, что у нас выбор лучше, чем в Киево-Печерской лавре.
Один из залов «Родного слова» отдан под библиотеку, которая работает по стандартному принципу: регистрация, книги под залог. Пока шла беседа, несколько человек, почему-то все мужчины, заходили и в магазин, и в библиотеку…
Меня путешествие по книжным магазина воодушевило: книги покупают и читают. Если бы еще они подешевле были.... Но факт: цены ценами, Интернет Интернетом, а жажду чтения может утолить только книга.
Алена Попова
Фото Светланы Борисовской
На фото: 13 февраля, магазин «Книги» на ул. Пушкина в Симферополе. Здесь постоянно есть посетители – кто-то выбирает книгу для занятий музыкой, кто-то увлекся фантастикой и забыл, зачем пришел.