Аварии в небе и на земле: виноваты 13-е, техника или человеческий фактор

Авиакатастрофа: подвел экипаж или двигатель?

Источник «Газеты» уверен, что в катастрофе в донецком аэропорту виноват экипаж. А самолет ни при чем: «Ан-24, хоть и старая, но надежная машина...»

Пятеро погибших, девять – в больницах, 26 легко травмированных – таков итог аварийной посадки в Донецком аэропорту чартерного рейса № 8971 Одесса-Донецк (всего на борту находилось 52 человека). Что стало причиной катастрофы самолета Ан-24: человеческий фактор или поломка двигателя? Ответ будет дан через 10 дней, когда специалисты закончат расшифровывать записи «черных ящиков». Также предстоит установить, как именно произошло крушение. «редакция» разбиралась в подробностях этого чрезвычайного происшествия.

13 февраля в половине седьмого вечера в Донецком международном аэропорту имени Прокофьева потерпел крушение рейс Одесса-Донецк одесской компании «Южные авиалинии». Ан-24 рухнул, не сбавляя скорости, прямо между двух взлетно-посадочных полос аэропорта. В самолете летели болельщики, которые собирались посетить футбольный матч между «Шахтером» и дортмундской «Боруссией» и полтора десятка одесских чиновников (среди которых начальник УКСа, глава МРЭО, прокуроры и депутаты, сотрудники МВД, начальник областного автодора, а также вице-губернатор области) и их охрана.

– Когда стали заходить на посадку, самолет вдруг накренился на левое крыло, – рассказал журналистам Олег Ошека, пассажир злополучного рейса. – А потом все быстро произошло: удар, все куда-то полетело, посыпалось и самолет развалился на несколько частей. Но паники не было – через пролом в корпусе люди стали выбираться наружу. Мне другие пассажиры помогли отстегнуть ремень и тоже выбраться, а потом начался пожар.

Но пятерых мужчин-одесситов при крушении зажало между частями развалившегося Ан-24 и они погибли на месте. Еще три с половиной десятка пассажиров и два члена экипажа получили различные травмы. Среди погибших, личности которых выяснены, как сообщает донецкая прокуратура, но пока не озвучивает прессе, был и помощник главы Одесского облсовета Валерий Бобков (об этом, не дожидаясь санкции правоохранителей, рассказал в интернете его непосредственный начальник). Бобков летел в Донецк вместе со своим 9-летним сыном – ребенок, к счастью, остался жив.

По поручению премьер-министра Николая Азарова в тот же день была создана комиссия для выяснения обстоятельств инцидента, которую возглавил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул. Называются две возможные причины трагедии: отказ правого двигателя или ошибка пилота. Также проверяется, как действовали службы наземного сопровождения.

– Хотя этому самолету было 39 лет, технических проблем у него не было, проверку он недавно проходил, а у экипажа были все необходимые допуски к полетам, – заявил вчера А. Вилкул на пресс-конференции. – Кроме того, мы выяснили, что на борту находились незарегистрированные пассажиры, этим вопросом сейчас занимаются одесские следователи.

Причина аварии, по словам главы комиссии, будет названа после того, как расшифруют бортовые самописцы разбившегося Ан-24. Расшифровка «черных ящиков» займет десять дней.

Но, кроме двух версий причин катастрофы, есть и две версии того, как именно она произошла.

Как рассказал донецкому информагенству donbass.ua командир экипажа Сергей Мелошенко (пилот сейчас находится в областной травматологической больнице с осколочным переломом левой руки и ему предстоит операция), крушение произошло где-то посередине «взлетки», когда посадка уже практически произошла, а полоса вдруг куда-то пропала из видимости. А по мнению сотрудников донецкого аэропорта, самолет вообще не смог выйти на взлетно-посадочную – вильнул в сторону на самом подлете к ней.

– Наши коллеги рассказали, что там все происходило в густом и низком тумане, после захода солнца, поэтому Ан-24 и не попал на полосу, – рассказал «Газете» сотрудник Международного аэропорта «Симферополь», попросивший не называть его имени, ведь пока идет расследование, всякие профессиональные комментарии, кроме официальных, запрещены. – Это явно ошибка пилота. Да и экипаж там слабенький был. У второго пилота всего 102 часа налета! А дело было так: они «вслепую» пошли на посадку, задели метеовышку, испугались, сделали правый крутой вираж, но высота уже была слишком мала и машине крылом зацепила землю, потом ткнулась в нее носом и перевернулась. Потом из разбитых баков на обшивку потек керосин, а обшивка летящего самолета – горячая из-за трения о воздух, и начался пожар. А самолет ни при чем: Ан-24, хоть и старая, но надежная машина... И им еще повезло, что пожарные рядом с местом аварии оказались и потушили быстро (на месте происшествия уже через 7 минут было около двадцати единиц спецтехники и около сотни бойцов МЧС, – прим. Авт.), а то жертв могло быть больше.

Жертвам авиакатастрофы – пострадавшим и семьям погибших, Кабмин Украины обязался выплатить не менее, чем по 100 тысяч гривен. Между тем, Государственная авиационная служба Украины приостановила работу компании «Южные авиалинии».


Машина-развалюха убила двоих

На 25 километре трассы Симферополь – Белогорск столкнулись два автобуса. «редакция» показала автомеханику кадры с места ДТП и выяснила: один из автобусов проржавел насквозь

Пассажирский «Эталон», ехавший по маршруту Ударное – Симферополь, и грузовой микроавтобус Nysa, направлявшийся в Белогорск, столкнулись 13 февраля в 15.15 возле поворота на село Цветочное. По предварительным данным, рулевой механизм грузового буса заклинило, и машину понесло на встречную полосу. Nysa ударила «Эталон» в бок – туда, где расположены пассажирские сидения. Nysa пролетела дальше и врезалась в дерево. Погибли двое из 15 пассажиров «Эталона», еще одна пассажирка получила тяжелые травмы – как и водитель Nysa. Если использование столь ветхой техники будет квалифицировано как «нарушение правил эксплуатации транспортного средства», ему грозит 5 лет тюрьмы.

Первую модель этого микроавтобуса, Nysa N57, выпускали еще в 1957 году, последнюю, Nysa 522 (именно такая попала в аварию) – с 1968-го по 1994 г., а через два года предприятие купила компания Daewoo. Мы показали видео и фото, сделанные МЧС на месте аварии, Олегу Юрковскому – специалисту по ремонту ходовой.

– Nysa – ужасные машины, – говорит Олег, стоя в цеху автосервиса и изучая видеосводку с места трагедии. – И из-за конструкции, и из-за возраста. Когда к нам на развал приезжают такие машины, я за их ремонт просто не берусь.

Протараненный «Эталон» остался без боковых стекол, вдоль корпуса – глубокая вмятина. Nysa же практически полностью лишилась передней части. Взгляд Олега цепляется за оторванную запчасть микроавтобуса, валяющуюся на дороге.

– Это часть рулевого механизма с сошкой (подвижная деталь рулевого, передающая поворот на колеса), вырванная вместе с креплением, – говорит Олег, – если присмотреться, то видно, что металл уже прогнивший. Вот наконечник рулевого, – показывает Олег, – от него остался только палец (крепление), а основной части наконечника – нет. Можно предположить: деталь вырвало от того, что машина въехала на неровность полотна дороги, и прогнивший металл не выдержал. Машина потеряла управление и врезалась в автобус. Есть, правда, вариант, что рулевое отвалилось из-за удара. Но в любом случае, с исправной техникой такого не случается, а рулевой механизм должен быть в идеальном состоянии. Поменять рулевое? На такой машине это нереально, – запчастей уже очень долго не выпускают. Поэтому приходится их постоянно ремонтировать. Но если металл прогнил, то смысла от этого уже никакого. На свалку этой машине было пора уже лет десять.

Механик рассказал, что ремонт рулевого вот такой развалюхи (как он ее еще назвал, «гроба на колесах») обошелся бы хозяину где-то в 2000-2500 гривен. Несоразмерно большие деньги – если учесть, за сколько сейчас продают сам микроавтобус. Мы просмотрели несколько сайтов по реализации б/у машин и убедились, что Nysa 522 не в цене: от $500 до $2000. Из пяти машин, которые мы нашли, четыре требуют капитального ремонта, и только одна – «в нормальном состоянии». Что интересно, она не самая дорогая из списка – $1500.


Сергей Светлов

На фото: Донецкий аэропорт, 14 февраля. Потерпевший аварию Ан-24 еще остается на том же месте, где он перевернулся и загорелся накануне, после того как при посадке зацепился за метеовышку.