Сетями можно, тралом можно, удочкой нельзя!

«редакция» посмотрела, что и как ловят ялтинские любители рыбной ловли

К берегам Ялты подошли косяки кефалевых – сингиль, лобан, пиленгас. И даже похожий на змею длинноносый деликатесный сарган. Испокон веков в это время на набережной оседали рыбаки. С раннего утра сидят они на своих складных стульчиках, смотрят на море и молчат. И всем гуляющим по набережной очень хочется узнать, о чем они молчат?

На молу выстроились поднятые на зиму катера с ржавыми днищами. Тучи птиц носятся над гаванью. Чайки,нырки,уточки всевозможных видов.Несколько дней назад были лебеди, но уже улетели.

А рыбаки сидят себе у кромки моря, будто ничего их не колышет. Стоишь возле 5-10-15 минут. Забрасывают спиннинги исправно. Но редко кто вытаскивает рыбину. Если на леске раскачивается улов, тут же прячут в пакет или в рюкзак.

«Как улов?» – такой вопрос лучше не задавать. Или сделают вид, что не слышат, или так посмотрят, что «прямо ховайся».

Знатоки объясняют: если хочешь купить рыбку прямо из моря, лучше приходить к вечеру, тогда уже что-то будет.

Приходим на закате. На кнехте в целлофановом пакете лежит кефалька. Парень не разрешает фотографировать.

– Ага, выложите фото в Интернете, а завтра придет инспектор, штраф за каждую кефалинку в пару сотен припечатает.

Только когда купили у него этот килограмм за 40 гривен (дома взвесили, оказалось, почти полтора килограмма), Андрей стал откровеннее.

– Запретили ялтинцам ловить рыбу с берега. В Балаклаве, в Севастополе, Феодосии, Керчи можно, а нам нельзя. Езжайте, говорят, на катере в море, за 100 метров от берега, и ловите. Знаете, сколько это стоит? 80, а то и 150 гривен за несколько часов, пару килограммов поймаешь. А я вырос здесь, мой дед еще учил ловить, чтобы не по барам ходил, в наркоту не ударился. Мы морские рыболовы и лучше любого инспектора знаем, как не навредить морю. Думаете, мне не больно, когда весной на базаре продается камбала-калкан? Это же икряные рыбы – отнерестятся пусть. Разве мы такое тронем?

Тут уже присоединились другие рыбаки.

Петрович: «А на рынке ялтинском были? Каждый день луфаря сотнями килограммов продают, ставриду, тюльку, хамсу. Это ж не мы ловили. Их сетями из моря забирают, тралами. Видели, что такое трал? Идет по дну такой монстр и своими железными пастями захватывает все живое на дне».

Василий: «Мы сейчас как преступники. Ловим и боимся. А рыба ведь все чувствует. Посидишь, поговоришь с ней – легче на душе. Да еще домой ужин принесешь. Правда, жена ворчит: опять чешуя по всей квартире и запах не выветришь».

Степаныч: «Молодая, потому ворчит. Моя Мария любую рыбку, как дитя, облизывала. Десять минут – и та-акой запах с кухни... Мы, послевоенные, на рыбе нашей черноморской выросли. С детства ловили просто: палка, леска, крючок. Что поймали, то съели. А много – соседям отдавали. Нет уже Маши моей, дети разъехались. Один остался. На рыбалке посижу – потому и живу долго».

– А есть у рыбаков какие-то приметы, табу?

Все в один голос отвечают:

– Водку нельзя пить – ни перед рыбалкой, ни во время.

– А после?

Наконец на всех лицах появляются улыбки:

– А вы как думаете?

Тут же хором вспомнили недавний случай, когда с набережной упал в воду пьяный рыболов. «Да не рыбак то был, а притворившийся рыбаком!»

…Кефаль мы съели тем же вечером. Раньше ели с рынка. Теперь попробовали свежатину по рецепту Андрея. Вкусно!

Сколько стоит

Дорого и секретно

Мы посчитали и удивились. Рыбалка – совсем не дешевое удовольствие! Настоящий японский «Шимано» (его длина почти четыре метра, кончик светится, чтобы и ночью было видно) стоит 1000-1500 гривен. У хорошего рыболова не менее пяти удочек – для разной рыбы. А еще катушки (от 200 грн. до 4 тысяч), поплавки (лучше из дерева бальса, оно самое легкое в мире), лески (0,25 – 0,8 мм 30 метров на катушке, больше не надо), грузила, крючки (асы предпочитают «Мустад»), блесна. Удобная одежда, обувь, рюкзак…

А наживка – земляной, навозный, морской червь. Поскольку вся морская рыба в той или иной мере хищная, она клюет на любые приманки животного происхождения: ракообразные, моллюски (мидии, крабы, креветки – но кто же им это даст?), мелкая рыба – все, что живет и движется. Хватают даже соленую хамсу, тюльку. Или смоченный подсолнечным маслом хлеб – у каждого рыбака свой секрет.

Совет

Только без жабр!

Рецепт свежевыловленной кефали от ялтинского рыболова Андрея

Рыбу очистить от чешуи. Чтобы не разлеталась по кухне, чистите в целлофановом пакете. Вынуть внутренности и обязательно жабры. Посолить, поперчить и оставить минут на 5-7. Обвалять в муке (вкуснее получится, если в кукурузной) и жарить на раскаленной сковородке или гриле несколько минут.

На фото: хитрый портовый кот Васька переходит от одного рыбака к другому, ищет более удачливого.

 

Кстати

 

Теплая зима нравится черноморским рыбам

Специалисты прогнозируют, что из-за теплой погоды должна увеличиться популяция промысловых видов рыб в Черном и Азовском морях.

Как рассказал зав. отделом азово-черноморских и океанических морских живых ресурсов Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО) Владислав Шляхов, уже сейчас можно сказать, что из-за довольно высоких температур почти на месяц сдвинулась миграция азовской хамсы на места зимовки.

– Для рыбы это хорошо – ее начали позже ловить, то есть сократилось время промысла. Для популяции тоже хорошо, выловили намного меньше, чем могли бы, – говорит Шляхов.

Хорошо не только хамсе, но и другой теплолюбивой рыбе – ставриде и кефалевым.

– Для шпрота и мерланга эти температуры тоже положительны – меньше смертность, лучше выживаемость, – отметил зав. отделом ЮгНИРО.

К слову, в 1970-80-х годах рыбная отрасль давала в бюджет Керчи 40% его поступлений. Теперь о том времени вспоминают с ностальгией. Например, в Азове исчезли такие породы рыб, как осетр, судак, на грани исчезновения пиленгас. Наибольший вред морским экосистемам наносит донное траление, запрещенное в мелководном Азове с 70-х годов прошлого века.

В целом добыча рыбы в Крыму сократилась за последнее десятилетие в 6 раз.

.