Украина поступательно переходит к европейским принципам регионализма. Европейский путь развития – это децентрализации власти, очень непростой, болезненный процесс. Автономная Республика Крым может сыграть в нем ключевую роль.
Президент Украины Виктор Янукович заявил, что именно Крым может стать лидером по развитию самоуправления. «Ведь здесь – наиболее предпосылок для этого: есть парламент и Совет министров, разветвленная сеть местных советов, и, я уверен, будет создана достаточная экономическая база», – сказал В. Янукович.
Глава государства четко определил ориентиры будущей реформы. По его словам, «осуществление реформирования местного самоуправления должно проходить на началах децентрализации, деконцентрации властных полномочий, субсидиарности, консолидации ресурсного обеспечения и стратегического планирования развития территориальных общин, что требует взвешенных шагов относительно законодательного решения неотложных проблем местного и регионального развития в контексте государственной региональной политики, бюджетной, налоговой и муниципальной реформ по соблюдениям положений Европейской хартии местного самоуправления».
По инициативе Администрации Президента проект Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине прошел широкое экспертное обсуждение, в том числе с участием членов Ассоциации органов местного самоуправления автономии. Документ находится на утверждении в Кабинете министров. В Конституционной ассамблее завершаются наработки основных подходов к усовершенствованию положений Конституции Украины, которые должны стать основой проведения самого важного реформаторского проекта в государстве.
Жесткая централизация власти была необходима в Украине в первые годы независимости. В настоящее время эта система себя изживает, она неэффективна, сдерживает развитие территорий. Проведение Дней Верховной Рады АРК в регионах автономии еще раз убедило нас в правильности разработанных Крымской Ассоциацией предложений к проекту концепции реформы. Они могут стать основой для принятий конкретных решений по воплощению реформы в жизнь и касаются, прежде всего: создания полноценных исполнительных органов районных и областных советов; обеспечения финансовой самодостаточности территориальных громад; усовершенствования механизма распределения трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам.
Необходимо кардинально менять систему перераспределения средств. Сегодня же расходы местных бюджетов зачастую значительно превышают их доходную часть. В местных бюджетах не хватает средств даже на обеспечение базовых потребностей территориальных громад: ремонт жилищного фонда и коммуникаций, содержание школ и больниц, учреждений культуры, коммунального транспорта. Дотационность местных бюджетов в Украине составляет свыше 70%. В некоторые села невозможно проехать, воды нет годами. Стала нормой практика перекладывания тяжести выполнения общегосударственных социальных программ на местные бюджеты. Это лишает местное самоуправление материальных стимулов и блокирует его развитие.
Одним из достижений реформы должна стать сбалансированная государственная бюджетная политика в отношении органов местного самоуправления. В качестве примера приведу несколько цифр. За четыре года в города и районы Крыма было вложено более 1,5 миллиарда гривень в виде субвенции из госбюджета на социально-экономическое развитие. Анализ показал, что при распределении субвенции наблюдается большая диспропорция. Десять из 25 территорий автономии получили всего 3% средств, или чуть более 50 миллионов гривень. Некоторые районы не получили ни копейки.
Работа членов Президиума и депутатов крымского парламента в рамках Дня Верховной Рады АРК в регионах показала, что есть вопросы и в распределении и эффективном использовании бюджетных средств на капитальные расходы. Убежден, что если не изменить подход в распределении субвенций регионам, ситуация не изменится. Распределение субвенций на капитальные расходы регионам автономии должно осуществляться депутатами местных советов и утверждаться ими на сессиях. Это прекратит попрошайничество. Существующая система достаточно субъективна и толкает голов местных советов тратить на проектно-сметную документацию немалые средства, которых и так катастрофически не хватает. При этом нет никакой гарантии, что они эти деньги получат. Необходима бюджетная децентрализация. По этому пути нужно смело идти, и альтернативы ему, на мой взгляд, нет.
Убежден, что местные советы также должны проявлять больше инициативы по привлечению дополнительных средств в бюджеты. Верховная Рада автономии и Совет министров работают над максимальным расширением источников дополнительных финансовых ресурсов для решения актуальных проблем территориальных громад. Крым является одним из первых регионов Украины, который учредил свой собственный региональный конкурс проектов и программ развития местного самоуправления. С 2003 года в автономии проведено девять всекрымских конкурсов, успешно реализовано 160 проектов. Из бюджета АРК выделено около 22 млн. грн. Планируется, что с 2013 года фонд конкурса будет увеличен с 3,5 до 5 млн. грн. Лидерами среди победителей проектов являются районы Красногвардейский, Раздольненский, Первомайский, Джанкойский, Бахчисарайский и город Судак. Это пример для других регионов, которые не используют в полной мере свои возможености.
Успешным практикам развития местной демократии способствует и работа Ассоциации органов местного самоуправления Автономной Республики Крым и г. Севастополя. В декабре Ассоциация отметит свое 15-летие. Она стала массовой организацией, объединяющей 313 советов. Ассоциация занимается вопросами гармоничного развития крымских регионов, сел и поселков, содействует укреплению местного самоуправления, защищает интересы местных общин и тех, кто трудится в местном самоуправлении.
Председатель Верховной Рады АРК, глава Ассоциации органов местного самоуправления АРК и г. Севастополя Владимир Константинов.