«Коммуна» – единственное судно императорской России, оставшееся на плаву. Секрет долголетия – в особой стали
В Стрелецкой бухте Севастополя на спасательном судне Черноморского флота «Коммуна» 12 ноября состоялся торжественный подъем флага в ознаменовании столетия со дня его закладки. Этот корабль, построенный на Путиловском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге, стал единственным действующим судном ВМФ России, доставшимся ей от императорского флота, и старейшим действующим судном в мире.
Первоначально спасатель подводных лодок назывался «Волхов» и был переименован в «Коммуну» в 1922 году. Впервые по предназначению его применили в 1917-м при подъеме подводной лодки АГ-15 у Аландских островов. В годы Первой мировой войны оно участвовало в подъеме со дна затопленной подводной лодки союзников-англичан. Команда получила благодарность от правительства Великобритании. Во Вторую мировую «Коммуна» в составе Балтийского флота обеспечивала ремонт подлодок. А в 1967 году ее перевели из Кронштадта в Севастополь.
«Коммуна» по конструкции – катамаран, то есть состоит из двух корпусов. Ее долголетие объясняется тем, что клепаный металл корабля практически не поддается коррозии и износу. Моряки говорят: секрет живучести – в уникальном материале: это особая вязкая и ковкая «путиловская» корабельная сталь, которой сейчас нет аналогов. Рецепт ее изготовления, к сожалению, утерян. Мне не раз рассказывали, что листы стали помещали на несколько лет в пинские болота для приобретения особых антикоррозийных свойств. Лет 10-15 назад по НТВ показывали сюжет, где рассказывалось о разведке НАТО, которая пыталась взять пробы металла «Коммуны».
– Последний доковый ремонт спасательного судна «Коммуна» был в 2005 году, – рассказывает капитан судна, кавалер ордена Красной Звезды Анатолий Ишинов. – В этот период производили замер толщины корпуса. Ледовый пояс (усилительная полоса на корпусе) имел первоначальную толщину 16 мм. В марте 2005 года толщина составляла 14,9 мм. Износ – минимальный.
История старейшего судна полна легенд. Одна из них – про золотую заклепку. Будто бы при строительстве одну из заклепок поставили золотую (а каждая весит около 200 граммов!). К этой истории в экипаже относятся с улыбкой, хотя не отвергают. В правдивости легенды о рояле и вовсе сомневаться не приходится: его действительно втащили на корабль, когда тот еще строился. И с тех пор стоит в кают-кампании инструмент, который по узким коридорам судна невозможно вынести. И год создания на рояле указан – 1898.
Впрочем, не стоит представлять «Коммуну» как эдакий плавучий осколок прошлого. Судно модернизировалось, и на его борту размещено современное спасательное оборудование, в том числе подводный робот «Пантера плюс».
На фото: «Коммуна» – самое старое в мире действующее судно. Ему исполнилось сто лет, а оно по-прежнему участвует с сложнейших спасательных операциях.