Это вопрос не только совести, но и безопасности. Мы сбывали свой телефон под видом ворованного и выясняли, чем чревата попытка продать найденную мобилку.
По данным МВД, за неделю только в Симферополе регистрируют как минимум пять заявлений о краже телефонов. Далеко не все они действительно украдены: зачастую владелец, потерявший мобилку, обманывает милицию, чтобы заставить ее искать пропажу. И как минимум 50% телефонов действительно находят – в этом признались «Газете» перекупщики такого товара. Так, человек, просто подобравший мобильник на улице и решивший не возвращать его хозяину, становится подозреваемым в краже. Выгода же, которую можно получить от такой находки, риска никак не перевешивает: в этом корреспондент «Газеты» убедился, попытавшись сбыть под видом чужого телефона свою Nokia 305 Asha, купленную за 900 гривен.
Естественно, мобильник я «продавал» без зарядки и документов. Сначала попробовал продать его в пункт ремонта телефонов: там часто покупают «доноров», чтобы разобрать на запчасти. Но в двух точках ремонта телефон «с ногами» (так называют ворованные аппараты) брать не захотели, а в последнем предложили смехотворную сумму в 150 гривен. На таких условиях продавать телефон я отказался, тем более что сам гражданин, ремонтирующий мобильники, на нем заработает намного больше.
– Например, экран от твоей мобилы он поставит кому-нибудь гривен за 180, – рассказывает Стас, человек, который занимается ремонтом телефонов уже пять лет, – при этом потратит 30 гривен на защитную пленку для экрана. Из ворованного телефона можно продать практически все запчасти, кроме главной платы, на которой хранится imei-код. А их останется около десятка: батарея, динамики, микрофон...
Тем не менее многие точки ремонта не берут ворованные мобильники. Прежде чем телефон будет разобран на запчасти, которые милиция днем с огнем не найдет, ему придется не один день пролежать в ремонте, ведь не каждый день приносят сломанные Nokia именно моей модели. Милиция же может прийти в любой момент (у нее все подобные точки на примете), и тогда уже не отвертишься. Тем более что купленный телефон необходимо будет проверить на работоспособность, а для этого его надо включить. Если он уже разыскивается, спутник сразу уловит точку, где телефон включили, определив его по индивидуальному imei-коду. По такой же системе ловят «телефонных минеров».
Гораздо проще продать телефон барыгам. Например, их много на радиорынке. Скупщики краденого обычно не арендуют торговые места внутри самого рынка, а встречают потенциальных продавцов на подходах. За ворованный телефон они предлагают большую сумму, чем «в ремонте». Мой, учитывая, что модель еще новая, с горем пополам согласились забрать за 300 гривен, хотя я настаивал на 500. На вопрос: «А чего так дешево?» – мне ответили исчерпывающе:
– Ты сам подумай, мне надо будет на нем imei перешить (поменять его с помощью специальной программы. – Авт.), купить коробочку, инструкцию, зарядное устройство и наушники. И в какую сумму это мне выйдет? А продавать-то я его буду не как новый, а намного дешевле.
Прежде чем ворованный телефон попадет на продажу, с него стирают все данные, меняют imei, если у нового хозяина есть такая возможность, и ставят заводские настройки. Это дань прошлому, когда телефоны находили очень просто: потерпевший приходил на радиорынок, искал все похожие телефоны и проверял СМС и контакты. Находил свой мобильный и вызывал милицию. Или предъявлял продавцу документы на телефон: барыге проще отдать мобильный хозяину, чем связываться с милицией. Ведь зачастую ворованные телефоны ему носит один и тот же человек, а сдать его – значит лишиться постоянного навара. Причем надолго: тому, кто продал телефон «с ногами», грозит ответственность по статье 198 – «Приобретение, получение, хранение или сбыт имущества, полученного преступным путем». А это срок до трех лет. Если же владелец заявит, что телефон у него не украли, а отобрали, можно и по статьям «Разбой» или «Грабеж» пойти. Так что, если вы нашли чужой телефон, не рассматривайте его как подарок судьбы. Если он включен, позвоните по последнему набранному номеру и выясните, кому аппарат возвращать, если же выключен и заблокирован – остается нести его в милицию.