«редакция» посетила недавно открытый в Белогорском районе археологический объект, имеющий огромную научную ценность. Вскоре в древнюю скифскую столицу пригласят туристов
Ак-Кая – Белая скала, неоднократно привлекавшая интерес художников, поэтов и кинематографистов, оказывается, была одним из центров древней истории Крыма. Именно здесь были найдены одни из самых ранних стоянок первобытных людей на полуострове, а сегодня археологи снова проводят здесь исследования. Молодые люди таскают тачки с землей, девушки бережно зачищают остатки древних кладок стен и фундаментов хозяйственных построек. Атмосфера рабочая и серьезная, но при этом привкус приключения, свежий ветер и палящее солнце придают научным трудам какой-то необъяснимый ореол романтики и тайны.
Постоянные раскопки близ Белогорска, в районе знаменитой Белой скалы – Ак-Кая, были начаты сотрудниками Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины еще в 2008 году. И практически сразу же масштабы открытого памятника позволили сделать вывод: древнее поселение по своим размерам и серьезности оборонительных укреплений можно смело отнести к разряду столичных.
– Ориентировочно крепость была сооружена в самом конце IV века до нашей эры, – говорит начальник археологической экспедиции, кандидат исторических наук Юрий Зайцев. – И построили ее племена, которых сегодня историки, ассоциируют со скифами. Именно период последних десятилетий IV и большую часть III века до нашей эры относят к первому масштабному кризису скифской цивилизации. Он был вызван как истощением северопричерноморских степей, что привело к экологической и экономической катастрофе в регионе, так и военным поражением скифов в противостоянии с набиравшей силу тогда Македонией под предводительством отца Александра Македонского, царя Филиппа. Территория, контролировавшаяся скифами, стала сокращаться, однако наиболее древние и достоверные свидетельства жизни на самом крупном позднескифском городище Крыма – Неаполе на Петровских скалах в Симферополе – мы относим сегодня к началу II века до нашей эры, ориентировочно к 185 году до н. э. Долгое время мы сталкивались с отсутствием масштабных скифских памятников, которые можно было бы отнести к III веку до нашей эры. Благодаря нашим раскопкам близ Белогорска, очевидно, эта проблема будет теперь решена.
Юрий Зайцев подробно описывает местность вокруг раскопок. Более двух тысяч лет назад в живописной долине возле Белой скалы протекала полноводная река, а источник воды всегда был определяющим фактором для строительства древних городов. Потребности в воде обеспечивал и источник в гроте поблизости. Общая площадь городища оценивается археологами в 10 гектаров, что для эпохи античности значительная территория. Характер укреплений, мастерство строивших их людей, отдельные находки бытовых предметов и посуды, по словам Юрия Зайцева, позволяют предположить, что проживавшие там городище люди имели постоянный и, возможно, длительный контакт с эллинами из крымских древнегреческих поселений. Можно даже сказать, что население крепости было смешанным – скифо-эллинским. И главной целью постройки памятника, очевидно, была благородная миссия – защита могил предков, высокие курганные насыпи которых виднеются вокруг городища.
– Судя по следам неоднократных пожаров, оставшихся на кладке, можно предположить, что жизнь в крепости была неспокойной. – говорит Юрий Зайцев – Всего мы насчитали семь разных пожаров, через которые прошла крепость, причем самый первый связан по времени с годами ее основания. Причем, скорее всего, агрессорами против жителей городища выступали родственные им жителей степей – те же скифы. Перемещение все новых и новых племен в степи Северного Причерноморья диктовало необходимость новых миграций, вот потому зачастую в бою сходились представители одного племени.
Отличия в культуре разных частей одного древнего народа, по словам археологов, закономерность, чаще всего она проявляется в традициях погребального обряда и особенностях строительства. И в этом контексте различий между новым памятником и Неаполем в Симферополе достаточно. В свою очередь, все эти факторы: более раннее время существования, большая площадь, наличие непохожих, в прямом смысле уникальных находок – делает новую скифскую столицу одним из наиболее ценных памятников древности на всем юге Украины.
– Интересно отметить, что именно с началом расцвета жизни на Неаполе постепенно можно зафиксировать угасание жизни в этих местах, – продолжает свой рассказ Юрий Павлович. – С чем это может быть связано, сказать однозначно сложно. Вполне вероятно, что сместились приоритеты высших слоев скифского общества и верх в скифском социуме взяли племена и силы, кочевавшие ближе к западу Крыма. И именно эти силы смогли переломить ситуацию в свою пользу: на Неаполе мы фиксируем другой обряд погребения, его центрами до этого были скифские поселения северо-западного побережья полуострова. Как бы там ни было, к I веку нашей эры жизнь в этой крепости остановилась. Но остановилась не навсегда.
С этими словами Юрий Павлович демонстрирует поистине уникальное зрелище: на камнях древней скифской крепости более чем двухтысячелетнего возраста можно увидеть более современную кладку. По словам ученого, верхнее сооружение также было крепостью и построившие его люди действительно использовали остатки крепостных сооружений скифского городища как фундамент. Вторую крепость – а она была меньше и просуществовала намного более короткий срок – участники экспедиции относят к периоду господства хазар на территории Крыма, то есть к VIII-IX векам уже нашей эры. Значение находки, как и в случае с городищем, увеличивается благодаря тому, что до сих пор памятников хазарского времени в этом районе зафиксировано не было вообще.
Переходя к практическому значению раскопок, Юрий Зайцев замечает, что действительно перспективное направление памятникоохранительной работы в Крыму – создание археологических парков. И проект такого парка под названием «Ак-Кая» уже готов.
– Создавать здесь открытый туристический исторический объект намного проще, чем в Неаполе Скифском, – замечает исследователь. – Потому что, в отличие от Симферополя, природные условия здесь практически не затронуты современной цивилизацией. Ключевое значение имеет и тот факт, что на достаточно компактной территории сконцентрировано более 120 памятников археологии: это и стоянки эпохи палеолита, и памятники наскальной живописи, и скифские курганы, и остатки сразу двух крепостей разных эпох. Создать достаточную базу для музеефикации объектов, произвести правильную реконструкцию стен городища, разработать удобные туристические маршруты – и археологический парк станет полноценным туристическим объектом, а это 15 километров в длину и 5 километров в ширину. При подробном осмотре весь маршрут может занять двое суток и стать прекрасным объектом семейного туризма. Документация для парка уже разработана, он станет филиалом заповедника «Неаполь Скифский», после завершения первого этапа раскопок, уже в октябре, мы сможем презентовать его крымчанам.
А нам остается пожелать успехов экспедиции Юрия Зайцева – ведь что может быть почетнее и важнее, нежели возвращение потомкам памяти о своих предках? Памяти славной и неожиданной, героической и трагической. В такие моменты не устаешь поражаться истине слов о том, что народ без прошлого не имеет будущего. Под Белогорском сегодня еще один фрагмент нашей истории становится ближе для всех нас.
На фото: Руководитель археологической экспедиции, кандидат исторических наук Юрий Зайцев: Две с половиной тысячи лет назад возле Белой скалы располагалась скифская столица. Людей привлекла сюда и природа и ответственность за память своих предков.
Николай Карпов
Фото Светланы Борисовской