Врачи единодушно отвечают: ребенка нельзя даже шлепать. Но родители не всегда их слушают
Нынешней весной в Севастополе возбудили уголовное дело в отношении матери, нарушившей это требование закона – женщина била ремнем свою восьмилетнюю дочь. Но, согласитесь, этот случай – скорее, исключение из правил, и подавляющее большинство родителей, подобным образом воспитывающих своих чад, остаются безнаказанными. Да и к тому же чаще речь идет не о каких-то жутких побоях, а о рядовых шлепках и подзатыльниках. От них же, по мнению многих пап и мам, большого вреда не будет. Однако у врачей на этот счет иное мнение.
Удар по доверию
– Лично я – противник любого физического воздействия на ребенка. Да, если ребенок расшалился, можно его как-то одернуть, встряхнуть, взять на руки, изменить интонацию, но не ударить. Даже невинный вроде бы шлепок по попе может морально ранить ребенка. Или напугать его, если речь идет о малыше, – рассказывает главный детский психиатр Минздрава АРК Ольга Потапенкова. – А уж если мама или папа бьют по рукам, тем более по лицу – это вообще полное уничижение личности, тяжелейшая моральная травма, и такое действие, на мой взгляд, должно приравниваться к преступлению.
Некое негласное осуждение подобных воспитательных методов в нашем обществе существует – далеко не каждый родитель, поколачивающий своего ребенка, готов заявить об этом во всеуслышание. Другое дело, что сути проблемы это пока не меняет: родители стесняются сознаваться в подобном поведении перед посторонними, но в узком семейном кругу…
– Когда ко мне на прием приходит семья с ребенком, редко кто отвечает честно на вопрос о физических наказаниях: лишь очень небольшая часть родителей готова в этом сознаться, – говорит Ольга Леонтьевна. – Но и без этих ответов я в 99,9% случаев вижу, бьют ребенка дома или нет. И опытные учителя в школе тоже безошибочно распознают таких детей – они всегда держатся немного скованно, зажато. И еще они реагируют на внезапные движения: скажем, я без предупреждения начинаю выдвигать ящик стола, чтобы достать очки, – а ребенок при этом вздрагивает. Потому что у него уже на уровне подкорки записано: за внезапным движением следует удар…
Родители, которые бьют своих детей, часто говорят в свое оправдание: мол, а иначе никак не унять. Но педагогический эффект шлепков и порок тоже очень относителен. Да, на какое-то время папа или мама таким образом в прямом и переносном смысле слова добьются своего. Но вообще-то каждая такая «победа» – это их родительское поражение. Потому что родители, которые бьют ребенка, тем самым расписываются в своей собственной слабости (и ребенок это тоже если не понимает, то чувствует). И каждый удар, нанесенный ребенку, – это удар по доверию и взаимопониманию в семье: детские обиды человек запоминает на всю жизнь.
От заикания до травмы головного мозга
Физическое наказание может быть опасным для ребенка не только с психологической точки зрения.
– Специальных исследований, касающихся того, как физическое наказание может повлиять на возникновение речевых проблем, не существует, – рассказывает главный логопед Минздрава АРК Ольга Вальдес-Акоста. – Вместе с тем, общеизвестно, что причиной заикания может стать стресс. А стрессы ведь самые разные бывают: кого-то собака напугала, а кого-то – разъяренный папа с ремнем. Если ребенок ранимый, то любое физическое наказание (впрочем, как и словесное замечание в некорректной форме) может стать толчком к возникновению речевых проблем. Причем, заикание – не единственная из них: на фоне стресса также может развиться мутизм – это когда ребенок полностью замолкает. И молчать так может очень долго».
Отдельного упоминания заслуживает такой вид физического наказания, как старые добрые подзатыльники. Напрасно родители думают, что подобные удары их чадам только на пользу – бить по голове что ребенка, что взрослого довольно опасно. Главный детский невролог Минздрава АРК Марина Бунчук объяснила «Газете», что постоянные подзатыльники – это постоянное раздражение оболочек головного мозга, что, в конце концов, может вызвать его травматическое повреждение. Кроме того, даже самый легкий подзатыльник может, при стечении обстоятельств, привести к тяжелым проблемам. Скажем, если у ребенка есть какой-то сосуд с патологией (а об этом без специальных обследований может никто и не догадываться), то от удара он может разорваться. Правда, как заверил «редакцию» главный детский нейрохирург Минздрава АРК Константин Телеснюк, в своей работе он никогда ни с какими травмами, вызванными или спровоцированными подзатыльниками, не сталкивался. Но все же лучше не искушать судьбу и не проверять на собственных детях – безопасны подзатыльники или нет.
Невеселая статистика
По данным социсследования, проведенного в Украине в апреле, выяснилось, что как минимум каждого десятого ребенка бьют родители. При этом социологи подчеркивают, что ответ «да» на вопрос «бьет ли тебя папа или мама» дали только те дети, которые считают, что их наказывают несправедливо. Те же, кто уверен, что заслужил шлепки или порку, промолчали. И таких, по всей видимости, гораздо больше: почти 30% опрошенных детей заявили, что не считают физическое наказание нарушением своих прав. Исходя из этого можно предположить, что физическим наказаниям в родной семье подвергается чуть ли ни каждый третий ребенок.
Львица ослепла из-за того, что ее били по голове
Несколько лет назад в ялтинском зоопарке «Сказка» появилась львица, которую отобрали в Евпатории у фотографа. Бедное животное заставляли позировать для снимков простым и надежным методом – ее били по голове. От этих регулярных побоев львица ослепла.
– Ей, видимо, повредили зрительный нерв, и хотя к нам она попала совсем молодой, ей тогда было 1,5-2 года, мы думали, вообще не выживет, такая она была замученная, – рассказывает директор зоопарка «Сказка» и сафари-парка «Тайган» Олег Зубков. – Сейчас Стрекоза (так зовут львицу. – Ред.) живет в нашем парке львов «Тайган», и я отважился выпустить ее из вольера. Был риск, что ее не примут другие львы, что она не сможет жить на воле. Но все обошлось –она не стала изгоем в прайде, сумела занять свою нишу. Хотя, конечно, из-за того, что ее били, Стрекоза не только лишилась зрения – изменился и ее характер: по сравнению с другими нашими животными она более нервная и агрессивная.