«Ласточкино гнездо» должно было рухнуть сорок четыре года назад. Поэтому его разобрали…
Редкий турист, посетив Южный берег Крыма, устоит перед видом «свитого» на самом краю скалы замка «Ласточкино гнездо» и не запечатлит его для домашнего фотоальбома. Хотя 44 года назад по всем законам физики романтический замок должен был элементарно свалиться в море. Если бы не команда реставраторов и рабочих треста «Ялтаспецстрой» под руководством архитектора Ираклия Татиева и инженера Владимира Тимофеева, которые внести коррективы в законы физики не смогли, но течение природных процессов изменили. Об этом я вспомнил, когда прочитал статью об истории «Ласточкина гнезда» в номере «Газеты» от 5 июля с.г.
После мощного землетрясения в 1927 году казалось, что 9-балльные толчки не сильно потревожили замок «Ласточкино гнездо» – в море упали шпили башни, под замком пробежала небольшая трещина, а со стороны балкона выпал кусок скалы, оставив замок на самом ее краю. Только через сорок лет выяснилось, что «Ласточкино гнездо» устояло чудом, а до падения не хватило совсем чуть-чуть.
– В 66-м в Ялте зарегистрировали несколько небольших толчков, которые практически никто не почувствовал, разве что в квартирах посуда звенела, – 63-летний Игорь Стручек, работавший в то время сварщиком-бетонщиком треста «Ялтаспецстрой», был близко знаком с «Ласточкиным гнездом» более сорока лет. – Но именно тогда замок и начал проседать, из основания выпадали камни.
Позже специалисты выяснят, что посыпалась и бетонная плита, установленная под основание замка еще в 1912 году. А пока подходы к скале перегородили. На самом верху было принято решение «Ласточкино гнездо» восстановить. Только как это сделать с трехэтажным зданием на краю пятидесятиметровой скалы?
– Мы его разобрали. Правда, не полностью, до первого этажа, – Игорь Стручек был в числе тех, кто нумеровал камни и аккуратно складывал их в безопасное место. – Таким образом уменьшили нагрузку на основание.
Так как трещины в скале после землетрясения открыли доступ воздуха внутрь и плита под основанием «Ласточкина гнезда» посыпалась, пришлось укреплять ее остатки. В балкон засверлили анкера, на которых закрепили люльки. В них рабочие треста «Ялтаспецстрой» спускались по тросам и работали, туда же опускали стройматериалы. Подъезд к замку из-за неустойчивости скалы был исключен. Поэтому бетон, арматуру, швеллер таскали вручную с территории близлежащего санатория.
Смена Игоря Стручека в люльке длилась два часа. Работали впятером.
– Для начала по периметру здания оббили бетон метра на полтора в глубину. Потом стали закладывать балки камнями, армировать и заливать бетоном, – рассказывал Игорь Стручек.
Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для специалистов «Ялтаспецстроя» такое было, мягко говоря, в новинку.
– Высота не смущала? – поинтересовался я у ветерана.
– Поначалу было не по себе, конечно. Работали все-таки на высоте более 50 метров. А потом привыкли.
К чему рабочие так и не смогли привыкнуть, так это к любознательным туристам.
– Мало того, что лезли фотографироваться. Как-то раз появился парень с двумя девушками. Думаю, он был выпившим. Решил перед дамами выпендриться, залез на балкон замка и прыгнул в море. Говорили, он себе печень и почки отбил. Но остался жив. Вовремя «скорую помощь» вызвали.
После того как рабочие «Ялтаспецстроя» укрепили основание, одев его напоследок в антисейсмический пояс из свинца, реставраторы собрали «Ласточкино гнездо», как конструктор, и провели окончательную реставрацию. В 1971 году обновленное «Ласточкино гнездо» обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, новую жизнь – жизнь символа Южного берега Крыма, разошедшегося по всему миру миллионами открыток и фотографий.
Кстати, Игорь Стручек участвовал еще в двух реставрациях, в 85-м и 93-м годах. Во время последней итальянец, который взял замок в аренду под ресторан, раздобыл старые эскизы «Ласточкина гнезда». Поэтому замок восстановили в точности таким, каким он был построен в 1912 году инженером Александром Шервудом для нефтепромышленника немецкого барона Рудольфа фон Штенгеле. К сожалению, не так давно Игорь Стручек умер. Незадолго до этого мы с ним ездили на «Ласточкино гнездо», и он с удовольствием смотрел на свою работу. Правда, заметил: «Реставрационные работы надо каждые 15 лет проводить. Климат у нас для замка не очень гостеприимный, морской воздух разъедает основание. Видите, скалы как будто ржавые». Профессионал знал, что говорил!
На фото: на отдыхе. «Ласточкино гнездо» после землетрясения, Ялта, сентябрь 1928 года.
Андрей Коновалов