Последнюю сессию Евпаторийского горсовета, где, как стало известно громаде, депутаты вознамерились дать согласие на застройку охранной зоны вокруг озера Мойнаки, отложили. А городская общественность продолжает бурлить: обсуждают, что возле озера, помимо лечебно-оздоровительных комплексов, СПА-центров и спортивных сооружений, собираются возвести 30 индивидуальных коттеджей и четыре пятиэтажки общей площадью 8 тысяч квадратных метров. Как всегда в таких случаях, город наполнился слухами. Некоторые общественные организации призвали к акциям протеста. Что же на самом деле предполагают построить на берегу Мойнак? Это выяснял наш корреспондент у компетентных людей.
Позиция премьера
Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев, узнав о создавшейся ситуации, был удивлен и озадачен.
– Я вам обещаю одно: если это строительство будет начинаться без обсуждения с общественностью, то этого не будет. Вплоть до того, что я приеду в Евпаторию, соберу жителей города в самом большом зале, который есть, и спрошу: кто – «за», кто – «против», – заверил Могилев. – Я ни добро не давал и даже ни с кем не обсуждал этот вопрос.
И затем высказал мнение о том, что Мойнаки – «жемчужина, которую надо беречь… и передать потомкам в нормальном виде».
Позиция четкая и недвусмысленная. Кстати, она совпадает с той, которую занимают многие известные архитекторы и экологи Крыма.
Позиция архитектора
Заместитель председателя Республиканского комитета по строительству и архитектуре Степан Лапычак:
– Недовольство евпаторийцев вызвано тем, что детальный план территории, подготовленный киевским институтом «Дипромисто», в ряде позиций не совпадал с утвержденным генеральным планом Евпатории, который разрабатывала та же проектная организация. В частности, по застройке прибрежной зоны Мойнаки. Это шло вразрез с законом о регулировании градостроительства. Порядок таков: если детальный план не соответствует генеральному плану, то сначала надо внести в него изменения, утвердить, а потом браться за детальную разработку. В данной ситуации горсовет во главе с мэром обязан не изменять генеральный план, а четко его выполнять.
Зампред напомнил, что согласно существующему законодательству детальный план территории должен был пройти процедуру общественных слушаний. И коль возникли такие недоразумения, то горсовету как заказчику следовало более скрупулезно изучить доводы городской громады.
– По этому поводу у меня состоялся разговор с главным архитектором проекта Виктором Исаковым, и он сообщил, что «Дипромисто» приостанавливает разработку детального проекта территории вокруг озера, – сказал Степан Лапычак. – Решено еще раз рассмотреть целесообразность включения в проект тех самых коттеджей. А заодно провести более тщательные исследования бальнеологических свойств Мойнак.
Позиция эколога
Еще в 1985 году были сделаны выводы, что озеро теряет свои бальнеологические свойства из-за чересчур интенсивной выемки лечебной грязи и рапы в предыдущий период. В последние годы оно начала опресняться. По данным председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктора Тарасенко, если в былые годы минерализация рапы достигала 180 граммов на литр, то ныне 50-60. Именно этой информацией и воспользовались проектанты.
– Главное – сохранить озеро, – говорит Виктор Тарасенко. – Перво-наперво, навести элементарный порядок в охранной зоне. Не допускать дальнейшего загрязнения Мойнак. Обязательно надо проложить обводные каналы, чтобы уберечь озеро от поверхностных стоков и дальнейшего его распреснения. Евпаторийцы против возведения коттеджей в прибрежной зоне. И они правы. Но горожане вряд ли будут протестовать против обустроенных терренкуров, спортивных площадок, СПА-центров. Ведь владельцы этих заведений будут вкладывать средства и в наведение порядка на территории, и в охрану озера. А коттеджи можно вынести подальше – на пустыри за дорогой. В любом случае, власти и громада должны найти общий язык ради сохранения Мойнак.
А еще людей волнует, что делать с теми шестью или семью коттеджами, которые уже построены, а их владельцы имеют акты на землю. По мнению Степана Лапычака и Виктора Тарасенко, горисполком должен и их привлечь к осуществлению мероприятий по охране озера.
«Дипломатия» чиновников
Попытки выяснить позицию управленцев Рескома по экологии и природным ресурсам так и не увенчались успехом. Не помогли ни напоминания, ни оставленный телефонный номер. Пресс-секретарь этого государственного учреждения Светлана Демченко пообещала разузнать об этом у заместителя председателя рескома Александра Гордецкого и сообщить редакции (в то время руководитель Дмитрий Татаров находился в командировке). В приемной тоже ответили, что передадут руководству просьбу журналиста.
Увы, на заверениях все и закончилось. Обтекаемым был ответ начальника отдела департамента развития территории Евпаторийского горсовета Вадима Умарова. (Пришлось обращаться к нему, так как главный архитектор Александр Епифанов находился в отпуске). Со второй попытки он сообщил корреспонденту «Газеты...», что пока рассмотрение детального плана территории НИИ «Дипромисто» приостановило. Это же подтвердила и руководитель орготдела горсовета Оксана Шербак, добавив, что общественные слушания продолжаются.
Создалось впечатление, что государственные служащие остерегаются высказать свое мнение, избегают контактов с прессой. А как же, вдруг начальству не понравится.
Справочная
Озеро Мойнаки называют лечебницей под открытым небом. «Мойнак» в переводе с тюркского «звезда». Находится водоем в черте города Евпатории. Его длина – 1,9 километра, ширина – 860 метров. Уровень воды в озере на 30 сантиметров ниже моря. Слой грязи – от 15 до 70 сантиметров. На этом месте 5 тысяч лет назад был залив. Солевой раствор рапы Мойнакского озера состоит из хлористого натрия, хлористого калия, сернокислого кальция, гидрокарбоната кальция. Больше всего в рапе поваренной соли (в среднем с хлористым калием 78-80 процентов).